Язык специальности

Цели освоения дисциплины:

Дисциплина «Иностранный язык (русский язык)» относится к числу общеобразовательных дисциплин базовой части образовательной программы, является обязательной для освоения и изучается на третьем году обучения, в первом и втором семестрах.

Освоение дисциплины опирается на знания, умения, навыки и компетенции, сформированные на двух предшествующих уровнях образования. Целью дисциплины является овладение русским языком в специальных целях, который позволит учащимся продолжать обучение и осуществлять научную деятельность, пользуясь русским языком в сфере научного (устного и письменного) общения.

 

Задачи освоения дисциплины «Иностранный язык. Русский язык» предназначен для бакалавров 3 курса филологического факультета (1, 2 семестры). Задачи освоения дисциплины:

1.         Совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию, необходимую для осуществления научной и профессиональной деятельности и позволяющую им использовать русский язык в научной работе.

2.         Сформировать представление у студентов об особенностях функционирования системы русского языка в научном дискурсе;

3.           Научить давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов, составлять тексты основных учебно-научных, научно-профессиональных жанров, выступать на профессиональные темы;

5.         Развить основы смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

6.     Сформировать систему знаний языковых форм выражения различных типов информации научного текста; научить использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач учебно-профессионального общения.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

1) в области говорения:

– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях научного общения;

– делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;

2) в области аудирования:

– понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных научных текстов и выделять значимую информацию;

-    – понимать основное содержание аутентичных текстов;

– уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

3)     в области чтения:

– ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;

– читать аутентичные научные тексты с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

– читать текст с выборочным пониманием значимой /нужной/ интересующей информации;

4)     в области письма и письменной речи: составлять планы, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проделанной работы;

 

В области предметной компетенции учащийся должен приобрести опорную систему знаний, специфических для предметных областей, актуальных на филологическом факультете.

 

В области языковой компетенции учащийся должен знать/понимать:

-    основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц русского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

- особенности структуры простых и сложных предложений русского языка;

-    признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);


Тема 1. ОБ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ РЕЧИ (10 часов)

Тексты:

·       Русский алфавит. Буквы и звуки

·       Звук и буква

·       Фонетическая транскрипция

 

Тема 2. 0 ТРЕХ АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ РЕЧИ (8 часов)

Тексты:

·       Звуковая речь

·       Три аспекта изучения звуковой стороны языка

 

Тема 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ (14 часов)

Тексты:

·       Взаимодействие звуков речи

·       Изменение звуков в потоке речи

·       Причины изменения звуков в потоке речи

·       Русское ударение

·       Редукция

 

Лексика: слова и выражения, имеющие закрепленное положение за языком специальности филолога-лингвиста (систематическое ведение словника активной лексики урока)

 

Синтаксис:

1. Грамматические конструкции, обозначающие:

·       введение термина, определение термина: что называется чем, что называют чем;

·       квалификацию через широкое понятие: что это что, что является чем, что представляет собой что

2. Выражение действия действительными и страдательными оборотами:

·       значение, образование и употребление действительных и страдательных оборотов;

·       действительные и страдательные обороты с формально выраженным / невыраженным  субъектом действия;

·       о роли субъекта действия в действительных и страдательных оборотах;

·       употребление в страдательных оборотах глагола-связки быть.

3. Выражение неопределенности неопределенно-личными предложениями.

4. Выражение причины в простом и сложном предложениях специализированными предлогами и союзами: в силу…, в связи…, по причине…, поскольку…, так как.

 

Словообразование: образование отглагольных существительных с суффиксом ениj-; поиск однокорневых слов.

 

Тема 4. ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ (10 часов)

Тексты:

·     Понятие о лексике

·     Понятие о лексике и лексикологии

·     Предмет и задачи лексикологии русского языка

 

Тема 5. ИЗУЧЕНИЕ СЛОВА В ФОНЕТИКЕ, ГРАММАТИКЕ И

ЛЕКСИКОЛОГИИ (12 часов)

Тексты:

·       Слово как фонетическая, грамматическая и лексическая единица

·       Изучение слова в разных разделах языкознания

 

Лексика: слова и выражения, имеющие закрепленное положение за языком специальности филолога-лингвиста (систематическое ведение словника активной лексики урока).

 

Синтаксис:

1. Грамматические конструкции, обозначающие:

·       определение термина: что называется чем, что называют чем; что носит название чего, что получило название чего;

·       квалификацию объективную и субъективную: что рассматривается кем, что изучается кем (кто рассматривает что, кто изучает что); что считается кем (кто считает что);

·       отличительный признак предмета: что характерно для чего; что присуще чему; что свойственно чему…

·       сходство и отличие: быть похожим, близким, тождественным, сходным, одинаковым, противоположным, различным  по чему…

2. Выражение определительных отношений причастиями и причастными оборотами:

·       образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени; образование страдательных причастий настоящего и прошедшего временя;

·       замена причастных оборотов определительными придаточными предложениями;

·       замена придаточных определительных предложений причастными оборотами.

 

Словообразование: выделение в словах корня, приставки, суффикса, окончания; поиск однокорневых слов; указание, с помощью каких средств образовано слово.

 

Тема 6. ЛЕКСИКА ОБЩЕНАРОДНАЯ И ДИАЛЕКТНАЯ (6 часов)

Текст: Общенародная и диалектная лексика

 

Тема 7. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЛОВАРЕЙ (8 часов)

Тексты:

·     Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова

·     «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

·     «Основные типы лингвистических словарей»

 

Лексика: слова и выражения, имеющие закрепленное положение за языком специальности филолога-лингвиста (систематическое ведение словника активной лексики урока).

 

Синтаксис:

1. Грамматические конструкции, обозначающие:

·       суть предмета исследования: изучать / что, выражать что, обозначать что, исследовать что, содержать что, анализировать что, устанавливать что, отмечать что, описывать что, раскрывать что, выяснять что…; давать объяснение чему, давать представление о чем, давать (содержать) сведения о чем...

·       наличие предмета или явления: что существует / есть / имеется где; что наблюдается / имеет место где…

·       отличительный признак предмета: что характерно для чего; что характеризуется чем, что характерно для чего.

2. Выражение определительных отношений со словом который в контактном и дистантном употреблении.

 

Словообразование: разбор слов по составу; указание средств, с помощью которых образовано слово.