
Язык специальности
Цели освоения дисциплины:
Дисциплина «Иностранный язык (русский язык)» относится к числу общеобразовательных дисциплин базовой части образовательной программы, является обязательной для освоения и изучается на третьем году обучения, в первом и втором семестрах.
Освоение дисциплины опирается на знания, умения, навыки и компетенции, сформированные на двух предшествующих уровнях образования. Целью дисциплины является овладение русским языком в специальных целях, который позволит учащимся продолжать обучение и осуществлять научную деятельность, пользуясь русским языком в сфере научного (устного и письменного) общения.
Задачи освоения дисциплины «Иностранный язык. Русский язык» предназначен для бакалавров 3 курса филологического факультета (1, 2 семестры). Задачи освоения дисциплины:
1. Совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию, необходимую для осуществления научной и профессиональной деятельности и позволяющую им использовать русский язык в научной работе.
2. Сформировать представление у студентов об особенностях функционирования системы русского языка в научном дискурсе;
3. Научить давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов, составлять тексты основных учебно-научных, научно-профессиональных жанров, выступать на профессиональные темы;
5. Развить основы смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
6. Сформировать систему знаний языковых форм выражения различных типов информации научного текста; научить использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач учебно-профессионального общения.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
1) в области говорения:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях научного общения;
– делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;
2) в области аудирования:
– понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных научных текстов и выделять значимую информацию;
- – понимать основное содержание аутентичных текстов;
– уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
3) в области чтения:
– ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
– читать аутентичные научные тексты с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
– читать текст с выборочным пониманием значимой /нужной/ интересующей информации;
4) в области письма и письменной речи: составлять планы, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проделанной работы;
В области предметной компетенции учащийся должен приобрести опорную систему знаний, специфических для предметных областей, актуальных на филологическом факультете.
В области языковой компетенции учащийся должен знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц русского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- особенности структуры простых и сложных предложений русского языка;
- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
Тема 1. ОБ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ РЕЧИ (10 часов) Тексты: · Русский алфавит. Буквы и звуки · Звук и буква · Фонетическая транскрипция
Тема 2. 0 ТРЕХ АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ РЕЧИ (8 часов) Тексты: · Звуковая речь · Три аспекта изучения звуковой стороны языка
Тема 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ (14 часов) Тексты: · Взаимодействие звуков речи · Изменение звуков в потоке речи · Причины изменения звуков в потоке речи · Русское ударение · Редукция
Лексика: слова и выражения, имеющие закрепленное положение за языком специальности филолога-лингвиста (систематическое ведение словника активной лексики урока)
Синтаксис: 1. Грамматические конструкции, обозначающие: · введение термина, определение термина: что называется чем, что называют чем; · квалификацию через широкое понятие: что это что, что является чем, что представляет собой что… 2. Выражение действия действительными и страдательными оборотами: · значение, образование и употребление действительных и страдательных оборотов; · действительные и страдательные обороты с формально выраженным / невыраженным субъектом действия; · о роли субъекта действия в действительных и страдательных оборотах; · употребление в страдательных оборотах глагола-связки быть. 3. Выражение неопределенности неопределенно-личными предложениями. 4. Выражение причины в простом и сложном предложениях специализированными предлогами и союзами: в силу…, в связи…, по причине…, поскольку…, так как.
Словообразование: образование отглагольных существительных с суффиксом ениj-; поиск однокорневых слов. Тема 4. ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ (10 часов) Тексты: · Понятие о лексике · Понятие о лексике и лексикологии · Предмет и задачи лексикологии русского языка
Тема 5. ИЗУЧЕНИЕ СЛОВА В ФОНЕТИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ЛЕКСИКОЛОГИИ (12 часов) Тексты: · Слово как фонетическая, грамматическая и лексическая единица · Изучение слова в разных разделах языкознания
Лексика: слова и выражения, имеющие закрепленное положение за языком специальности филолога-лингвиста (систематическое ведение словника активной лексики урока).
Синтаксис: 1. Грамматические конструкции, обозначающие: · определение термина: что называется чем, что называют чем; что носит название чего, что получило название чего; · квалификацию объективную и субъективную: что рассматривается кем, что изучается кем (кто рассматривает что, кто изучает что); что считается кем (кто считает что); · отличительный признак предмета: что характерно для чего; что присуще чему; что свойственно чему… · сходство и отличие: быть похожим, близким, тождественным, сходным, одинаковым, противоположным, различным по чему… 2. Выражение определительных отношений причастиями и причастными оборотами: · образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени; образование страдательных причастий настоящего и прошедшего временя; · замена причастных оборотов определительными придаточными предложениями; · замена придаточных определительных предложений причастными оборотами.
Словообразование: выделение в словах корня, приставки, суффикса, окончания; поиск однокорневых слов; указание, с помощью каких средств образовано слово.
Тема 6. ЛЕКСИКА ОБЩЕНАРОДНАЯ И ДИАЛЕКТНАЯ (6 часов) Текст: Общенародная и диалектная лексика Тема 7. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЛОВАРЕЙ (8 часов) Тексты: · Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова · «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля · «Основные типы лингвистических словарей»
Лексика: слова и выражения, имеющие закрепленное положение за языком специальности филолога-лингвиста (систематическое ведение словника активной лексики урока).
Синтаксис: 1. Грамматические конструкции, обозначающие: · суть предмета исследования: изучать / что, выражать что, обозначать что, исследовать что, содержать что, анализировать что, устанавливать что, отмечать что, описывать что, раскрывать что, выяснять что…; давать объяснение чему, давать представление о чем, давать (содержать) сведения о чем... · наличие предмета или явления: что существует / есть / имеется где; что наблюдается / имеет место где… · отличительный признак предмета: что характерно для чего; что характеризуется чем, что характерно для чего. 2. Выражение определительных отношений со словом который в контактном и дистантном употреблении.
Словообразование: разбор слов по составу; указание средств, с помощью которых образовано слово.
|
- Одинцова Ирина Владимировна: Ирина Владимировна Одинцова