Цель курса – активизация навыков письменной и устной научной речи обучающихся, формирование первичных профессиональных навыков и умений в области ведения научно-исследовательской работы, формирование у обучающихся необходимых языковых и речевых умений в сфере научного стиля речи, что должно обеспечить умение слушать лекции, участвовать в работе семинаров по специальности, читать специальную литературу, беседовать с научным руководителем, собирать материал для курсовых, размышлять об актуальных исследованиях в области филологии и пр.
Основными целями занятий являются:
- овладение специальной лексикой и грамматическими конструкциями, применяемыми в филологических исследованиях;
- взаимосвязанное формирование навыков чтения, аудирования и говорения в учебно-профессиональной сфере на основе аутентичных текстов по специальности;
- развитие навыков работы со специальной литературой (составление плана, аннотирование, реферирование, конспектирование);
- формирование основ предметной компетенции учащихся.
Курс рассчитан на работу студентов под руководством преподавателя. Учебный материал организован по принципу нарастающей сложности. Материалы учебного курса направлены на повторение того, что обучающийся проходит на занятиях.
Структура курса
Раздел 1. Фонетика
Тема 1. Об устной и письменной форме речи
Тексты:
- Русский алфавит. Буквы и звуки
- Звук и буква
- Фонетическая транскрипция
Тема 2. О трех аспектах изучения звуковой речи
Текст: Три аспекта изучения звуковой стороны языка
Тема 3. Взаимодействие звуков в речевом потоке
Тексты:
- Взаимодействие звуков речи
- Изменение звуков в потоке речи
- Причины изменения звуков в потоке речи
- Русское ударение
- Редукция
Тема 4. Лексика и лексикология
Тексты:
- Понятие о лексике
- Понятие о лексике и лексикологии
- Предмет и задачи лексикологии русского языка
Тема 5. Изучение слова в фонетике, грамматике и лексикологии
Тексты:
- Слово как фонетическая, грамматическая и лексическая единица
- Изучение слова в разных разделах языкознания
Тема 6. Лексика общенародная и диалектная
Текст: Общенародная и диалектная лексика
Тема 7. Основные типы словарей
Тексты:
- Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова
- «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля
- «Основные типы лингвистических словарей»
Пособия, рекомендованные для работы на занятиях
- Г.Ф. Жидкова, СА. Хавронина. Пособие по развитию навыков научной речи для иностранных сту.дентов-филологов. Чтение, говорение, письмо. М.: Русский язык, 1990, с. 139.
- Коммуникативный синтаксис русского языка: Учебное пособие для иностранных магистрантов-лингвистов / Под ред. О.К. Грековой, Л.В. Красильниковой, И.В. Одинцовой. М.: МАКС Пресс, 2017. - 2-е изд., испр. и доп. -336 с.
- И.В. Одинцова, Н. М. Малашенко, Е. Л. Бархударова. Русская грамматика в упражнениях (для иностранных учащихся). Рабочая тетрадь с комментариями. М Русский язык. Курсы. М.: 2016. 240 с.
- Преподаватель: ГапоноваЖанна