МОДА КАК ИСКУССТВО
(НАПРАВЛЕНИЯ И СТИЛИ В ЖИВОПИСИ И ЛИТЕРАТУРЕ)
Современное понятие «мода» имеет много вариантов толкования:
1) определенные правила поведения в социуме;
2) стильный запоминающийся образ;
3) способ самовыражения;
4) определенная философия и система убеждений;
5) быстро развивающаяся индустрия, влияющая на социум и т.д.
Как формируются модные тренды?
Они складываются под влиянием:
- идеологии, морально-нравственных устоев;
- научно-технического прогресса;
- исторических событий, происшествий и проблем, имеющих значение для основной массы населения.
У слова «мода» латинские корни — оно происходит от слова «modus» (мера, умеренность, размер).
Мода - это господства определённого стиля одежды, не подкрепляемого природной или социальной необходимостью. Шкуры в бронзовом веке были популярны, но не были модными, они помогали выжить в условиях сурового климата. А вот огромные носы у туфель, высокие платформы, многометровые шлейфы платьев, корсеты и другие элементы, которые не нужны для выживания или подчёркивания статуса, — начало истории моды. Появилась она в XII-XIII веках и долгое время оставалась частью жизни элиты, дворян, королей и богачей. Массовой мода стала только в XX веке, чему способствовало и создание стиля прет-а-порте — бутиков готового платья.
Насмотренность — это формирование чувства прекрасного, расширение кругозора и создание каталога визуальных образов.
• В нашем сознании накапливается достаточное количество визуальных образов, происходит магия узнавания.
• Насмотренность запускает творческий процесс и генерацию идей.
• Литература и чтение
• Посещение художественных музеев и выставок
• Обучение новому – рисованию, музыке, танцам, языкам, вышивке и др.
• Общение с образованными и творческими людьми, диалоги и встречи (подписывайтесь на каналы в соцсетях)
• Путешествия и знакомство с культурами разных стран
Популяризация моды, как глобального явления, началась во Франции в XVII в., а зарождение тенденций этого процесса относится к XVI в. эпохи Высокого Возрождения в Италии. Во времена правления Людовика XIV Версаль стал законодателем моды. Король-Солнце изменил идеал мужской красоты. Галантность, пластика, умение танцевать и музыкальное образование стали неотъемлемой частью дворянина. На смену ценности в физической силе, храбрости и рыцарским достижениям, пришли изящество, чувственность и обходительность. Показателем идеала женской красоты того времени считались округлые формы, пышные прически и узкая талия — в гардеробе появились корсеты. Роль костюма стала настолько велика, что не щадили ни здоровья, ни денег.
Людовик XIV ввел в моду парики, трости, декольте, пышные юбки,
18 век в живописи модные направления.
Бальная культура русского дворянства в XVIII (Просвещение)
Бал — это светское развлекательное мероприятие в европейской культуре. Бал отражает все направления моды, музыкальные тенденции, этикетные ценности и стиль общения.
Бал занимал важнейшую нишу в системе дворянского досуга.
А.С. Пушкин и дендизм.
Кинематограф стал отдельной сферой искусства в двадцатых годах ХХ века. Киноискусство быстро превратилось в индустрию, захватившую экраны и сердца людей. Киноиндустрия создала свои идеалы красоты, стиля и правила поведения. Роль кинематографа в создании новых образов и идеалов красоты высока. Костюм становится не просто предметом гардероба звёзд экрана.
Он играл огромную роль в формировании образа героя: говорил о характере, финансовом положении, возрасте, темпераменте или принадлежности к определенному слою персонажа. Костюм становится важным средством коммуникации со зрителями, которому предстояло многое рассказать с экрана.
«Как выйти замуж за миллионера» 1953
«Завтрак у Тиффани» — это история о безупречном стиле,
местами одиночестве, красивых женщинах и любви.
«Красотка» Образы, созданные художником по костюмам Мэрилин Вэнс, переносят нас в атмосферу 90-х. За работу над костюмами к фильму Мэрилин получила премию Bafta.
Модельеры, их творения, живопись
Авангард сюрреалистического искусства сочетается с лидером сюрреалистической моды. Сальвадор Дали и модельер Эльза Скиапарелли сотрудничали и вдохновляли друг друга на протяжении всей своей карьеры. Они создали культовые образы, такие как Lobster Dress, The Shoe Hat и The Tear Dress, которые шокировали и вдохновляли зрителей как в искусстве, так и в моде.
Ив Лоран черпал вдохновение у таких художников, как Матисс, Мондриан, Ван Гог, Жорж Брак и Пикассо. Он был коллекционером произведений искусства и коллекционировал картины Пикассо и Матисса, которые развешивал в своём доме. Куртки Vincent Van Gogh от Saint Laurent — это пример того, как Ив сочетал вдохновение художника и свои собственные дизайнерские таланты.
Литература
Рибейро Э. Мода и Мораль: пер. с анг. Г. Граевой. – М.: Новое литературное обозрение, 2012.
Уилсон Э. Облачённые в мечты: мода и современность: пер. с англ. Е. Демидовой, Е. Кардаш, Е. Ляминой. – М.:Новое литературное обозрение, 2012.
Холландер Э. Взгляд сквозь одежду: пер. с англ. В. Михайлина. - М.: Новое литературное обозрение, 2015.
Холландер Э. Пол и костюм. Эволюция современной одежды: пер. с англ. Е. Канищевой, Л. Сумм. – М.: Новое литературное обозрение, 2018.
- Преподаватель: Наталья Блищ