ПРОГРАММА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века II пол»
Михаил Пришвин
(1873 — 1954)
Глубина решения актуальных общественных и нравственно-философских проблем в повести «Жень-шень».
Концепции ноосферного сознания. Усиление функции аллегории, символа, метафоры, новые формы хронотопа в раскрытии натурфилософской проблематики. Утверждение приоритета разума, идеи свободы, труда, творчества, любви как основы грядущей гармонии человека и Земли. Художественная структура повести как лиро-философского повествования, новые черты поэтики.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ*
(1892¾ 1968)
Проблема природы и человека в рассказах «Воронежское лето», «Утренник», повестях «Преодоление времени», «Рождение моря». Традиции И.Тургенева, А.Чехова, И.Бунина в рассказах «Снег», «Телеграмма», «Дождливый рассвет».
Синтез реального факта и вымысла в сказках К.Паустовского («Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», пьеса-сказка «Стальное колечко» и др.). Пересказ чешской народной сказки «Златовласка», польской «Золотой замок», украинской «Соломенный бычок».
книга «Золотая роза», ее проблематика и художественное своеобразие. К.Паустовский – мастер лирической прозы.
«Повесть о жизни», отражение в ней автобиографии К.Паустовского и этапов отечественной истории. Исповедальность и лиризм. Близость книги произведениям М.Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты») и И.Бунина («Жизнь Арсеньева»).
Б.Л. ПАСТЕРНАК
(1890 — 1960)
Работа над прозой. Повесть «Детство Люверс», сборник «Рассказы» (1925). Концепция искусства в книге «Охранная грамота».
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Творчество в условиях «невозможности литературы» (Сб. «На ранних поездах»). Тенденция к демократизации содержания и формы стиха. Работа над романом «Доктор Живаго». Эволюция авторского замысла. Панорама российской истории 1900-1945 гг. в романе, выражение взглядов художника на искусство, Евангелие, жизнь человека в истории. Христианство как фундамент историософии Пастернака. Символика «тьмы» и «света» в «Стихотворениях Юрия Живаго». Особенности жанра романа.
Присуждение Б. Пастернаку Нобелевской премии как факт признания значимости его вклада в сокровищницу русской и мировой культуры.
Художественная летопись времени в поэзии периода Великой Отечественной войны. Своеобразие военной лирики. Родина, народ, человек в стихах К.Симонова, М. Исаковского, Н. Тихонова, А. Суркова, А. Ахматовой и др. Актуализация жанров поэтического послания, баллады («Сын артиллериста» К. Симонова, «Баллада о товарище» А. Твардовского). Феномен массовой песни («Бьется в тесной печурке огонь» А. Суркова, «Соловьи» А. Фатьянова и др.). Антифашистская сатирическая поэзия С. Маршака, Д. Бедного, С. Кирсанова, А. Безыменского. Тема любви и верности в стихотворениях К. Симонова («Жди меня»), М. Алигер, О.Берггольц и др.
Поэма в годы войны. «Василий Теркин» А. Твардовского — художественная энциклопедия фронтовой жизни. Пафос трагического и героического в поэмах Н. Тихонова «Киров с нами», В. Инбер «Пулковский меридиан», О. Берггольц «Февральский дневник», П. Антокольского «Сын», М. Алигер «Зоя». Лирика «фронтового поколения» (С. Гудзенко, С. Наровчатов, П. Коган, М. Кульчицкий, М. Луконин, А. Межиров, М. Дудин и др.). Белорусская тема в русской поэзии военных лет.
Ведущие мотивы поэзии послевоенного десятилетия. Горечь утрат, радость победы, прошлое и будущее в поэтических сборниках А. Межирова «Дорога издалека», Ю. Друниной «В солдатской шинели», С. Гудзенко «Солдатские стихи», С. Наровчатова «Костер» и др.
Осмысление войны и послевоенного времени в поэмах А. Твардовского «Дом у дороги», М. Дудина «Вчера была война» и др. Публицистическая поэзия (сб. стихов К. Симонова «Друзья и враги», Н. Тихонова «Два потока»).
Новые тенденции в развитии прозы о Великой Отечественной войне. Роль рассказа М. Шолохова «Судьба человека» в литературе о войне. Феномен «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Мертвые сраму не имут», «Пядь земли» Г. Бакланова «Крик», «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Танки идут ромбом» А. Ананьева и др.). Романы К.Симонова «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», их историческая и гуманистическая концепции.
Лирическая проза о войне: «Будь здоров, школяр!» Б. Окуджавы.
Обращение к традициям критического реализма.
Изображение войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Проблема свободы личности.
Литература второй половины 1950 — середины 1960-х гг. Феномен «оттепели». Начало либерализации внешней и внутренней политики государства, активизация литературной жизни в стране. Новые журналы и альманахи. Критика «теории бесконфликтности» и концепции «идеального героя». Дискуссии о социалистическом реализме, традициях и новаторстве, герое, жанрово-стилевых течениях в советской литературе на писательских съездах и в печати. Статья А. Синявского «Что такое социалистический реализм?». Начало процесса реабилитации репрессированных художников слова и их творческого наследия. Приход в литературу нового поколения писателей.
Тенденция к преодолению иллюстративности, нормативности, догматизма. Расширение проблемно-тематического диапазона прозы, поэзии и драматургии. Эстетическая дифференциация писателей (соцреалисты, реалисты, романтики, авангардисты).
«Шестидесятничество», его платформа и ведущие представители в литературе. «Западники» и «почвенники». Официальная и неофициальная литература. Становление диссидентского движения. Первые опыты «самиздата» и «тамиздата» как новые реалии литературной жизни. Зарождение литературы андеграунда. Реакция партийной печати и Союза писателей на романы «Не хлебом единым» В. Дудинцева, «Доктор Живаго», Б. Пастернака, альманахи «Литературная Москва» и «Тарусские страницы». Конфискация рукописи романа «Жизнь и судьба» В.Гроссмана.
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
(р. 1918)
А. Солженицын — продолжатель традиций русской классической литературы. Трагические перипетии судьбы писателя и процесс развития его творческой индивидуальности. Литературные опыты в жанре поэмы («Прусские ночи») и драматургии (трилогия «Пир победителей»).
Солженицын и «легальная оппозиция» в литературе 1960-х гг. Отношения с журналом «Новый мир». Солженицын и Твардовский.
Художественные открытия в жанре рассказа («Матренин двор», «Захар Калита», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела», «Крохотки» и др.). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Черты «физиологического очерка» и психологического повествования. Принцип фактографической точности и стилевого многоголосия в повести.
Социально-философский роман «В круге первом». Повесть «Раковый корпус». Автобиографичность и художественный вымысел. Своеобразие психологизма.
Историко-философская проблематика и жанровое своеобразие книги «Архипелага ГУЛАГ». Полемика вокруг «Архипелага ГУЛАГ». Присуждение Нобелевской премии (1970). Публицистика писателя «Жить не по лжи». Лишение советского гражданства и депортация за границу.
Автобиографическая проза («Бодался теленок с дубом», «Очерки литературной жизни», «Попало зернышко промеж двух жерновов»). Языковое творчество («Словарь языкового расширения»).
Роман-эпопея «Красное колесо». Многозначность заглавия, историко-документальная основа. Принцип чередования повествовательно-беллетристических («история в лицах»), обзорных, киносценарных, документальных («газетный материал») глав. Особенности воплощения «народной мысли» в романе. Спор с Л. Н. Толстым о движущих силах истории.
Проблема национально-религиозного возрождения России в статьях сборника «Из-под глыб». Трактовка «загадки России» и её исторической судьбы.
Возвращение на родину. Общественная позиция писателя в годы перестройки и постсоветский период, отражение ее в публицистике («Как нам обустроить Россию?» и др.). Рассказы Солженицына из книги «На краях». Повесть «Адлиг Швенкиттен». Книга «Двести лет вместе». Судьба постсоветской России в очерке «Россия в обвале». Проблемы русского этноса. Пути возрождения.
Художественное своеобразие творчества Солженицына. Место писателя в русской литературе XX века.
В.П. АСТАФЬЕВ
(1924 — 2001)
Этапы духовно-творческой эволюции писателя. Рассказы и повести В. Астафьева 1950 — 1960-х годов. («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Ясным ли днем» и др.). Своеобразие автобиографизма.
Творческая история «Последнего поклона». Изображение нравственных устоев народной жизни. Типы героев. Жанр и стиль произведения.
Особенности авторской интерпретации военной темы. Повесть «Пастух и пастушка». Открытие новых характеров (Борис Костяев, старшина Мохнаков). Понимание войны как трагедии, изображение ее бесчеловечной сущности.
Повествование в рассказах «Царь-рыба». Отношение человека к природе как мерило его нравственности. Система героев. Роль авторского начала. Жанрово-стилевое своеобразие «Царь-рыбы».
Роман «Печальный детектив». Проблематика и система образов, поэтика. «Жестокий реализм» В. Астафьева. Связь романа с предшествующим творчеством писателя. Оценка романа в критике. Цикл миниатюр «Затеси». Нравственно-философская проблематика коротких рассказов. Книга-размышление об искусстве «Зрячий посох».
Рассказ «Людочка», его проблематика и жанровая специфика. Роман «Прокляты и убиты». Философия истории в романе. Особенности поэтики. Критическая полемика вокруг романа. Место и роль Астафьева в литературном процессе 1980 - 1990-х гг.
Ф.А. АБРАМОВ *
(1920 — 1983)
Ф. Абрамов — прозаик, публицист, литературовед. Жанрово-стилевые особенности его творчества. Традиции и новаторство.
Тетралогия «Братья и сестры» («Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом») — художественное повествование о судьбах русского крестьянства в советскую эпоху. Художественная структура романов. Семейные хроники, характеры героев, история семьи Пряслиных, концепция народа. Своеобразие психологизма. Проявление конкретно-исторического в общечеловеческом. Праведники и отступники. Поэтика и жанровая специфика тетралогии. Язык и стиль произведения. «Братья и сестры» в контексте русской литературной традиции.
Судьбы людей русского Севера — центральная тема повестей и рассказов Ф. Абрамова. Постановка актуальных проблем сельской жизни («Безотцовщина»), гуманистический пафос любви к живому («Жила-была семужка»). Характер и обстоятельства в повестях «Пелагея» и «Алька». Острота конфликта, серьезность интонации, достоверность изображаемых обстоятельств, психологических и бытовых деталей, колоритность языка персонажей, сдержанность и точность авторской речи.
В.Г. РАСПУТИН
(р. 1937 - 2018)
Национальные истоки и народная основа творчества Распутина. Особенности воплощения традиционных нравственно-эстетических ценностей русского народа, постановка «вечных» философских вопросов в контексте социально-общественного бытия народа в 1960 — 80-е годы. Противостояние традиционных нравственных устоев русского крестьянства прагматической морали — сквозной мотив повестей «Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «
Идейно-художественные особенности «малой прозы» Распутина (рассказы «Уроки французского», «Век живи — век люби», «Что передать вороне?», «Наташа», «Не могу-у», «В больнице» и др.). Стремление в рассказах 1980 — 1990-х годов исследовать интуитивно-подсознательную сферу психики человека средствами реалистического психологизма.
Жанровое многообразие прозы Распутина: различные формы повести, рассказа, очерк, путевой дневник. Особенности языка и стиля писателя.
В.М. ШУКШИН
(1929 — 1974)
Многогранность творческого дарования В. Шукшина — прозаика, драматурга, сценариста, актера, режиссера, критика.
Шукшин — мастер рассказа. Динамика развития различных жанровых форм (нравоописательного, психологического, философского рассказа и их соотношение с классификацией писателя: «рассказ-судьба», «рассказ-исповедь», «рассказ-характер»). Творческое пересоздание «сказа». Принципы циклизации рассказов: «Характеры», «Сельские жители», «Земляки», «Беседы при ясной луне». Выявление новых конфликтов, связанных с кризисными явлениями в жизни общества. Социально-историческое своеобразие и нравственно-психологическое богатство характеров «малой прозы» Шукшина. Проблема официальной и народной морали. Типология героев Шукшина. Эволюция образа «чудика» («Гринька Малюгин», «Беспалый», «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Сураз», «Обида» и др.). Галерея героев в рассказах «Крепкий мужик», «Срезал», «Танцующий Шива», «Беседы при ясной луне», «Верую» и др. Скрытая и открытая формы сатирического обличения. Роль диалога в рассказах, своеобразие юмора и языка. Герои Шукшина и проблема «маленького человека» в русской литературе.
Судьба русского народа в романах «Любавины» и «Я пришёл дать вам волю»: общее и особенное в их замысле, жанровой структуре, характерологии. Традиции реалистического романа и новизна художественного воплощения народного характера в контексте идеалов «шестидесятников». Взаимодействие конкретно-исторического и общезначимого.
Жанр киноповести в творчестве писателя («Калина красная», «Живёт такой парень»). Синтез этического, лирического и драматического начал. Многообразие человеческих характеров и особенности решения проблемы гуманизма.
Сатирические жанры в творчестве Шукшина («До третьих петухов», «Энергичные люди», «А поутру они проснулись…»). Социальная и нравственно-философская проблематика. Опора на эстетическую систему фольклора и традиции фантастического гротеска в русской классике.
Творчество писателя в контексте развития русской прозы второй половины ХХ века.
ПОЭЗИЯ
Сложность и противоречивость развития поэзии второй половины 1950-х — середины 1960-х гг. Отражение состояния общественного сознания, атмосферы времени, потребность в преодолении догматизма и иллюстративности. Активное освоение современной тематики, тяготение к философско-поэтическому осмыслению жизни.
Лирика «вечных начал»: творчество Б. Пастернака («Когда разгуляется»), А. Ахматовой («Шиповник цветёт»), Н. Заболоцкого («Последняя любовь»), А. Тарковского («Перед снегом», «Земле ¾ земное»). Особенности поэтики.
Пути развития жанра поэмы. Социально-философское осмысление эпохи, истории, судеб народа в книге поэм В. Луговского «Середина века», «Поэме без героя» А. Ахматовой,
поэме Н. Заболоцкого «Рубрук в Монголии». Поэма А.Твардовского «По праву памяти».
Культурфилософская проблематика в драматической поэме Д. Андреева «Железная мистерия».
Лирико-публицистические поэмы Е. Евтушенко («Братская ГЭС»), Р.Рождественского («Реквием»), А.Вознесенского («Лонжюмо»). Проблема «прогресс ¾ лжепрогресс» в поэме А.Вознесенского «Оза». Художник и общество в поэмах Б.Ахмадулиной «Моя родословная», «Сказка о Дожде», «Приключение в антикварном магазине». Лирика «шестидесятников». Романтическая поэзия Б. Окуджавы, Ю. Мориц,
Н. Матвеевой и др.
Поэзия второй половины 60-х — середины 80-х гг. Феномен «тихой лирики» (Н. Рубцов, В. Соколов, А. Прасолов и др.). Обращение к истокам бытия (природа, детство), медитативно-созерцательный характер произведений. Поэтизация мира, не тронутого цивилизацией, образ России в творчестве Н. Рубцова. Категория «покоя» (сб. «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Зеленые цветы», «Подорожники»). Усиление почвеннических настроений в поэзии Н. Тряпкина, Ю. Кузнецова, В. Лапшина, В. Карпеца и др. Проблематика сборников Ю. Кузнецова «Во мне и рядом — даль», «Край света — за первым углом », «Выходя на дорогу, душа оглянулась», «Русский узел».
Драма «безвременья» в поэмах О. Чухонцева «Однофамилец» и В. Соколова «Сюжет».
Социальная и нравственная проблематика исторических поэм и стихотворений Д. Самойлова (сб. «Дни», «Равноденствие», «Волна и камень», «Весть», «Залив»).
Научно-философские и социально-философские произведения Л. Мартынова (сб «Гиперболы»). Раздумья о жизни и смерти в поэзии В. Шефнера (сб «Запас высоты», «Переулок памяти», «Северный склон», «Годы и миги»). Парадигма «жизнь — смерть — бессмертие» в творчестве А. Тарковского (сб.«Вестник», «Стихотворения», «Волшебные горы», «Зимний день»). Лирико-философские произведения М. Петровых (сб. «Равновесие»). Аллегория, притча, миф в поэзии Е. Винокурова. Книга Ю. Левитанского «Кинематограф». Поэтическая философия А. Кушнера (сб «Приметы», «Письмо», «Прямая речь», «Голос», «Таврический сад»).
Развитие авторской песни (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава).
Поэзия андеграунда. И. Бродский — неформальный лидер поэтического андеграунда 1960-х — начала 1970-х годов. Обращение к традициям русского и англо-американского модернизма. Преломление в стихах и поэмах философии экзистенциализма.
Неофутуризм В. Сосноры. Поэзия «младоимажиниста» Л. Губанова. «Эзотерический» язык Г. Айги. Творческие поиски В. Кривулина. Поэтические новации Т. Щербины, Е. Шварц, С. Стратановского и др. Метаметафоризм К.Кедрова, И.Жданова, А.Парщикова.
Примитивизм, абсурдизм, ирония, игра в творчестве поэтов лианозовской группы (Е. Кропивницкий, И. Холин, Вс. Некрасов, Г. Сапгир, Я. Сатуновский) и их последователей. Неоавангардизм как предтеча концептуализма.
Постмодернистская поэзия. Деконструкция культурного интертекста. Соц-арт. Московский литературный концептуализм. Первое поколение: Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн, Д.А. Пригов и др. Второе поколение: Т. Кибиров, В. Друк, Н. Искренко и др. Ленинградский концептуализм: «Митьки».
Поэты второй эмигрантской волны. Оригинальные произведения и переводы. Осмысление феномена эмиграции в книгах стихов И. Елагина («Тяжёлые звёзды», «В зале Вселенной»), И. Чиннова («Линии», «Метафоры»). Тема памяти.
Проблемы духовного бытия в творчестве поэтов «третьей» эмигрантской «волны»: И. Бродского, Б. Кенжеева, Л. Лосева, А. Цветкова, Ю.Кублановского и др. Образ России в произведениях эмигрантов. Творчество поэтов-авангардистов (А.Хвостенко, К.Кузьминский и др.).
Поэзия второй половины 1980-х гг. Основные жанрово-стилевые черты поэзии этого периода. Усиление лирико-публицистического начала в творчестве реалистов (Б.Чичибабин, С.Липкин, Е.Евтушенко и др.). Поэма А.Вознесенского «Ров». Пафос свободы в книге стихов А.Кушнера «Живая изгородь». Религиозные мотивы в произведениях Ю.Кузнецова, Ю.Кублановского и др.
Поэзия модернистов: современное и вечное (И.Бродский, Б.Кенжеев, Е.Шварц и др.).
Поэзия постмодернистов (Т.Кибиров, В.Друк, М.Сухотин и др.).
Рок- и бардовская песня.
И.А. БРОДСКИЙ
(1940 — 1996)
Творческий путь поэта. Особенности поэзии Бродского 1956 - 1972 гг.. Возрождение традиций модернизма. Воздействие англо-американской литературы. Образ Города, мотивы тоски, пустоты, одиночества, горечи расставания («Одиночество», «Сад», «Рождественский романс»). Экзистенциальное восприятие бытия. Противостояние официальной поэзии («Конец прекрасной эпохи», «Anno Domini», «Post aetatem nostram», «Письма римскому другу», «Набросок»).
Взаимоотношения личности и государства («Письмо генералу Z», «Паршивый мир, куда ни глянь…», «Я всегда твердил, что судьба — игра…»). Ироническое начало произведений.
Прием отстранения в творчестве Бродского. Поэмы «Шествие», «Горбунов и Горчаков». Выход в сферу трансцендентного («Большая элегия Джону Донну», «Сонет»).
Эмиграция Бродского в США (1972). Отражение в творчестве изменения судьбы и смены окружающей среды («Колыбельная Трескового мыса» и др.). Основные темы: время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, поэзия, изгнание, одиночество, разлука, свобода, творчество.
Эмигрантские сборники Бродского: «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания», «Примечания папоротника» и др.
«Географические» стихи Бродского; пейзаж и автопортрет («Роттердамский дневник», «Темза в Челси», «Мексиканский дивертисмент», «Декабрь во Флоренции», «Римские элегии», «В Англии», «Шведская музыка»). Неразрывность пространства и времени. Построение сборника «Пересеченная местность».
Роль античности в философско-поэтическом мироощущении Бродского, тяготение к темам, сюжетам, героям, атрибутам древнегреческой мифологии («Орфей и Артемида», «По дороге на Скирос», «Дидона и Эней», «Одиссей Телемаку»). Произведения на библейско-евангельские сюжеты и мотивы («Исаак и Авраам», «Сретенье», «Бегство в Египет»). «Рождественские» стихотворения.
Бродский как один из зачинателей русского постмодернизма: «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», «Представление».
Своеобразие поэтики и стиля Бродского.
Бродский-прозаик: мемуарно-автобиографические и литературно-критические эссе, статьи о поэтах (М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Ахматова, У. Оден, К. Кавафис и др.). Переводческая деятельность Бродского.
Драматургия Бродского: пьесы «Мрамор» и «Демократия!».
Нобелевская премия (1987). Роль Бродского в развитии русской поэзии.
Модернистская проза: «Школа для дураков» С. Соколова,
«Шмон» В. Кривулина, «Младший брат» Б. Кенжеева и др. Экзистенциальная проблематика, маргинальность героев, субъективизация пространства и времени.
Поэтика сюрреализма в произведениях Ю. Мамлеева: рассказы, роман «Шатуны».
Постмодернистская модель мира и человека, принципы её художественного воплощения («Прогулки с Пушкиным» А.Терца, «Пушкинский дом» А.Битова, «Москва -Петушки» Вен. Ерофеева и др.).
Проза третьей волны русской литературной эмиграции (В.Максимов, А.Зиновьев, С.Довлатов, С.Соколов, Б.Кенжеев, В.Войнович и др.).
III. Писатели третьей волны эмиграции (сер. 60-х — 90-е годы)
Социально-политическая характеристика эпохи. Различие идейных воззрений и творческих принципов писателей третьей волны. Органическая связь писателей зарубежья с литературой метрополии и общественными процессами в России. Литературные альманахи и журналы, сближающие художественные искания писателей метрополии и зарубежья (журналы «Грани», Франкфурт, с 1945; «Континент», Мюнхен, с 1974 года, альманах «Воздушные пути» (Нью-Йорк, 1960-1965), «Стрелец» (с 1984), «Эхо» (Париж, 1978-1980), «Время и мы» (с 1975) и др.).
Стилевые тенденции литературы третьей волны. Преобладание реалистических тенденций в литературе третьей волны. Ориентация не читателя-интеллектуала, способного оценить словесную игру и фантазию. Религиозно-философская ветвь литературы третьей волны: А.Солженцын, В.Максимов, Ю.Кублановский.
Включение творчества писателей-эмигрантов в российский литературный процесс в конце 80 - нач.90-х годов. Публикации их произведений за рубежом и в России.
Жанровая система прозы современного русского зарубежья. Увлечение литературной игрой. Тенденция к разрушению романной схемы и реформированию рассказа. Жанр рассказа в творчестве В. Аксенова, Ю. Дружникова, С. Соколова и др. Разнообразие жанровых моделей рассказа (рассказ-сказка, рассказ-притчи, фантастический рассказ, построенный на поэтике абсурда) в прозе В.Марамзина.
Темы эмиграции и родины в творчестве писателей-изгнанников. Тема России – матери и мачехи – в прозе и публицистике писателей третьей волны (В.Аксенов, А.Синявский, Ф.Горенштейн). Изображение страны – пленницы политической системы в произведениях А.Зиновьева, В.Войновича, Ю.Алешковского. Летаргия сознания как предмет художественного осмысления в творчестве Г.Владимова и А.Гладилина «Французская Советская Социалистическая Республика». Антиутупии. Взаимоотношения человека и власти в произведениях В. Аксенова «Остров Крым», А. Зиновьева «Зияющие высоты», В. Войновия «Москва 2042) и др.
Преобладание критического начала в прозе эмигрантов третьей волны. Мистификация как один из излюбленных приемов в прозе русского зарубежья 1970-80-х гг (Синявский). Различные уровни проявления игрового начала: сюжетный (Гладилин, Довлатов), жанровый (Соколов), языковой (Аксенов, Соколов), уровень системы персонажей (Войнович). Использование ненормативной лексики как форма литературной игры (Алешковский, Лимонов).
Связь литературы эмиграции с классической традицией. Обновление реалистической стилистики. Религиозно-этическая тематика в произведениях прозаиков третьей волны. Роман А.Назарова «Песочный дом». Философское осмысление истории страны в прозе Ф.Горенштейна («Псалом», 1975), В.Максимова («Семь дней творенья»), Г. Владимова («Генерал и его армия» 1992) и др.
Фантастика и сатира в произведениях В. Тарсиса, А. Терца, В. Войновича, А. Зиновьева, А. Гладилина, Э. Севелы и др. Развитие жанра антиутопии в прозе третьей волны (А. Зиновьев, В. Войнович). Постмодернистская традиция в творчестве С.Соколова. Ю.Алешковского «Кенгуру» (1975), «Книга последних слов(1984).
Автобиографическое начало в прозе писателей-эмигрантов. Мемуары как наиболее традиционный вариант автобиографической прозы. Развитие жанра «художественной биографии» в творчестве С.Довлатова, Э.Лимонова, Г.Свирского, Ю.Дружникова, В.Максимова, С.Юрьенена, А.Синявского, А.Гладилина и др.
А.И. Солженицын (1918-2008) Творчество А. Солженицына как «эпоха» в развитии русской литературы. Публицистическая деятельность в эмиграции («Нобелевская лекция», Как нам обустроить Россию» и др.). Книга воспоминаний «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни» (1367-1975, посл. ред 1992). Автобиография «Угодило зернышко промеж жерновов. Очерки изгнания» (1978). Малая проза А. Солженицына («Молодняк» (1993), «Абрикосовое варенье», «Эго», «На краях» (1994).
Эпопея «Красное колесо» (1969-1973, 1975-1990). Жанровая полифункциональность и стилевая экспериментальность. Особенности композиции.. Сочетание публицистического и художественного начал.
С. Д. Довлатов (1941—1990) Раннее творчество, участие в литературной группе “Горожане”. Автобиографическая основа книг «Соло на ундервунде» (1980),«Компромисс» (1981). «Зона» (1982). «Заповедник» (1983). «Марш одиноких» (1983). «Ремесло» (1985). «Чемодан» (1986). Судьбы и психологическое самоощущение эмигрантов в повести «Иностранка» (1986). «Театрализованный реализм» артистической прозы Довлатова. Разрушение мифа об Америке в прозе Довлатова. Традиции изображения «маленького человека». Чеховские стилевые влияния. Влияние Хемингуэя, Сэлинджера. Жанр стилизации под живой рассказ в прозе Довлатова. Юмор и лаконизм как определяющие черты стиля писателя.
Саша (А. В.) Соколов (род. в 1943). Авангардная поэтика романа «Школа для дураков» (1973). Оценка произведения В.В.Набоковым. Поэтика романа: свободное саморазвитие языковой стихии за счет отказа от фабулы и характеров. Сюрреалистическое и неомифологическое видение мира. Традиции литературы «потока сознания». Апелляция к внелогическому пониманию текста читателем. Смещение реального и кажущегося в романе «Между собакой и волком» (1980). Роман «Палисандрия» (1985). Особенности жанрового определения романа. Сюрреалистический сдвиг как основа повествования. Традиции Пушкина, Гоголя, Набокова в прозе С. Соколова. Влияние европейской литературы.
В. П. Аксенов (род. в 1932). Изображение советского общества в романе «Ожог» (1980). Роман «Остров Крым» (1981). Традиции антиутопий ХХ века. Ироническое переосмысление мессианской роли России. Автобиографизм в изображении главного героя в повести «Золотая наша железка» (1980), романах «Ожог» (1980), «Скажи изюм» (1985). «Московская сага» (1993). Хроникальное начало в романах Аксенова. Ирония и самоирония как преобладающая тональность его позднего творчества. Новаторство писателя в области художественного языка и стиля: элементы ирреальности, гротеска, абсурда, прием множественности рассказчиков. Традиции Гоголя и Булгакова.
Абрам Терц – А. Синявский «Прогулки с Пушкиным» (1975). Многоголосие в повествовании и стилевая свобода. «В тени Гоголя» (1975). Проблема художника и личности. «Крошка Цорес» (1980) – книга художественной прозы. Романы «Спокойной ночи» (19840, «Кошкин дом» (1998).
Ю. Мамлеев. Сборники рассказов «Небо над адом» (1980), «Изнанка Гогена (1982), «Живая смерть» (1986). Роман «Шатуны» (1988). Ирреальность, двоемирие, контраст. Традиции символисткой прозы (Ф. Сологуб, В. Брюсов)
Раздел IU. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХХ -
НАЧАЛА CCI ВЕКА
Социокультурная и литературная ситуация постсоветского периода. Эстетическая парадигма русской литературы конца CC века. Эпоха постмодерна и ее особенности. Дальнейшее развитие реализма, модернизма и постмодернизма.
Реализм и его основные стилевые течения (художественно-публицистическое, философское, социально-психологическое, лирическое, «жестокий» реализм, «сентиментальный» реализм, «эсхатологический» реализм и др.).
Модернистская литература. Классические формы модернизма (экзистенциальный модернизм, «метафизический реализм», метаметафоризм и др.), авангардистские формы (неофутуризм, абсурдизм, неопримитивизм и др.).
Постмодернистский пласт литературы (соц-арт, концептуализм, нарративный постмодернизм, лирический постмодернизм, лирико-философский постмодернизм). Место постмодернизма в современной литературе. Споры о постмодернизме.
Тенденции к синтезу различных эстетических систем как характерная черта русской литературы конца CC¾ начала CCI в. Постреализм (синтез поэтики реализма и модернизма).
Появление сетературы. Феномен массовой культуры. Развитие традиций классики и тенденция к разрушению эстетической нормативности и канонов. Проблемно-тематическое, жанровое и стилевое обновление литературы. Литературная критика о современном литературном процессе.
Русская литература начала CCI века: тенденции развития.
- Преподаватель: Наталья Блищ
- Преподаватель: Цзоу Лувэй