Цель курса |
Цель курса – сформировать у учащихся представление о словообразовании и морфологии как разделах науки о языке; дать теоретические сведения по этим разделам (включая основные понятия и методы исследования морфемики, словообразования и морфологии); представить принципы формально-смыслового устройства русского слова; научить студентов применять полученные знания для решения практических задач, сформировать у учащихся навыки работы с языковым материалом, со словарями, справочниками и электронными информационно-образовательными ресурсами, необходимые для их будущей научно-исследовательской деятельности.
|
Краткое описание учебной дисциплины |
Курс «Современный русский язык: словообразование, морфология» относится к базовой (обязательной) части программы по специальности «Филология» и изучается в Университете МГУ-ППИ в 6-м семестре. В теоретической части курса рассматриваются системные явления в области словообразования и морфонологии современного русского языка, представлены основные понятия и научные концепции в области морфологии. Практическая часть курса нацелена на обучение студентов анализу словообразовательных явлений, определению и описанию морфологических категорий разных частей речи, на освоение учащимися принципов морфемного, словообразовательного и морфологического анализа слова.
|
Темы занятий (лекций, семинаров, проектов)
|
* Список тем носит предварительный характер и может быть скорректирован.
Морфемика. Словообразование.
Тема 1. Морфемика и словообразование в системе лингвистических дисциплин. Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемы и морфы. Алломорфы и варианты морфемы. Принципы объединения алломорфов в морфему.
Тема 2. Типы русских морфем. Корни и аффиксы, вопрос об аффиксоидах как морфемах переходного типа.
Тема 3. Понятия членимости и производности. Соотношение членимости и производности. Принципы и этапы морфемного членения слова. Типы основ.
Тема 4. Предмет и задачи морфонологии. Субморф и морфонема как единицы морфонологии. Морфонологические явления: чередования, усечение основы, наложение морфов, интерфиксация.
Тема 5. Различия между морфемным и словообразовательным анализом. Выработка практических навыков морфемного и словообразовательного анализа слова.
Тема 6. Словообразование как раздел языкознания. Словообразовательная производность и мотивация. Типы формально-смысловых отношений между дериватом и производящим. Фразеологичность семантики производного слова.
Тема 7. Словообразовательная структура слова. Виды формантов. Способы словообразования.
Тема 8. Типы деривации и виды словообразовательного значения. Функции словообразования.
Тема 9. Системное устройство русского словообразования. Словообразовательные типы, словообразовательное гнездо. Продуктивность в словообразовании. Основные виды словообразовательных словарей. Тенденции развития русского словообразования.
Морфология.
Тема 1. Морфология как раздел языкознания. Общая характеристика морфологического строя русского языка. Слово, словоформа, словоизменительная парадигма слова. Грамматическое значение слова и средства его выражения. Понятие морфологической категории. Типы морфологических категорий.
Тема 2. Части речи и принципы их классификации.
Тема 3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды (ЛГР) существительного. Одушевленность/неодушевленность: ЛГР или морфологическая категория? Категория рода существительного и понятие согласовательного класса.
Тема 4. Категория числа существительного. Особенности семантики числовых граммем. Категория падежа существительного. Количество падежных форм, семантика падежей. Типы склонения существительного и их отражение в «Грамматическом словаре» А.А.Зализняка. Выработка практических навыков морфологического анализа существительного.
Тема 5. Имя прилагательное как часть речи. ЛГР и морфологические категории прилагательного. Выработка практических навыков морфологического анализа прилагательного.
Тема 6. Имя числительное как часть речи.
Тема 7. Местоимения как особая часть речи. Частеречная характеристика различных типов местоименных слов.
Тема 8. Глагол как часть речи, объём глагольной лексемы. Система морфологических категорий глагола. Вид глагола. Проблема установления видовых пар. Наклонение и время. Переносное употребление форм наклонения и времени.
Тема 9. Согласовательные категории лица, числа и рода. Категория залога. Грамматическая специфика причастий и деепричастий. Типы глагольного словоизменения и их отражение в «Грамматическом словаре» А.А.Зализняка. Выработка практических навыков морфологического анализа глагола.
Тема 10. Наречие как часть речи.
Тема 11. Грамматическая специфика служебных частей речи (предлоги, союзы, частицы).
|
Продолжительность учебной дисциплины (курса) |
18 недель (36 часов лекций + 36 часов семинаров)
|
Форма отчетности |
Экзамен |
Максимальное количество баллов/процентов |
100 баллов (100%) – «отлично» |
Структура финальной оценки (сколько процентов/баллов финальной оценки занимает каждый из видов работы студента) |
· Контрольная работа в середине семестра (по разделу «Словообразование») – 25% · Экзамен – 75 % На окончательную оценку за контрольную работу и экзамен могут влиять успеваемость и посещаемость занятий в течение семестра.
Оценка за экзамен учитывает оценку за письменную работу в конце семестра (по разделу «Морфология»). |
Какое количество занятий может быть пропущено без уважительной причины? |
0
|
Список рекомендуемой литературы |
1. Современный русский язык: [учеб. для филол. спец. вузов] / под ред. В. А. Белошапковой. (Любое издание). 2. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 2010.
|
Дополнительные материалы и рекомендуемые Интернет-ресурсы |
1. Национальный корпус русского языка: www.ruscorpora.ru 2. Электронная библиотека словарей http://slovari.yandex.ru 3. Интернет-ресурсы Института русского языка имени В.В. Виноградова http://www.ruslang.ru/res 4. Интернет-ресурсы кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова http://www.ruslang.ru |
Примечания |
Студенты обязаны посещать все занятия, выполнять все текущие задания. В случае пропуска занятия необходимо предоставить преподавателю и в учебную часть медицинскую справку или объяснительную записку. В случае более трёх пропусков без уважительной причины и/или невыполнении требований учебной программы преподаватель имеет право не допускать студента к экзамену, что приравнивается к неудовлетворительной итоговой оценке.
|
- Преподаватель: Екатерина Николаевна Гулидова