Данный спецкурс обращен к проблеме рецепции и реконструкции словесного образа на экране, таким образом и точка зрения на примеры диалога литературы и кино фокусируется на синтезе киноведения и литературоведения.
Ключевой целью обучения является формирование навыка рассматривать экранизации с критической (филологической) точки зрения и выделять общие закономерности воплощения текстов русской литературы на экране.
Содержание курса предполагает два взаимодополняющих тематических модуля:
- ознакомление с теоретическими основами, необходимыми для анализа фильмов, рассмотрение фрагментов кинопроизведений с целью алгоритмизации работы с киновысказыванием;
- анализ содержания конкретных экранизаций (от текста к кинофильму) и выделение общих и индивидуально-авторских закономерностей воплощения русской литературы на киноэкране.
Организация кинематографического материала не подчинена узко хронологическому принципу, однако позволяет выделить основные исторические периоды в техническом и эстетическом развитии отечественного кинематографа. Отбор литературных произведений сделан на основании уникальности содержания, прежде всего, кинотекста, позволяющего удвоить семиотическое высказывание (по Ю.М. Лотману) литературного (зачастую хрестоматийного) текста.
- Преподаватель: Салахова Айгуль