Цели освоения дисциплины: Целью дисциплины является овладение русским языком в специальных целях, который позволит учащимся продолжать обучение и осуществлять научную деятельность, пользуясь русским языком в сфере научного (устного и письменного) общения. Задачи освоения дисциплины: 1. Формирование у студентов представления об особенностях функционирования системы русского языка в научном дискурсе. 2. Изучение основополагающей терминологии, необходимой для успешного прохождения курса по языку специальности для студентов филологического факультета. 3. Развитие основ осмысленного чтения, включая умение выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов. 4. Совершенствование владения языковыми формами выражения различных типов информации научного текста. 5. Овладение системой предметных и языковых знаний для решения задач учебно-профессионального общения. 6. Снятие трудностей восприятия материала по предметным дисциплинам благодаря изучению тематически и терминологически рекомендованных преподавателями-предметниками текстов научного стиля речи.
|
В результате изучения дисциплины студент должен уметь: 1) в области говорения: – начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях научного общения; – делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения; 2) в области аудирования: – понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных научных текстов и выделять значимую информацию; - – понимать основное содержание аутентичных текстов; – уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; 3) в области чтения: – ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку; – читать аутентичные научные тексты с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); – читать текст с выборочным пониманием значимой /нужной/ интересующей информации; 4) в области письма и письменной речи: составлять планы, конспекты устного или письменного сообщения;
В области предметной компетенции учащийся должен приобрести опорную систему знаний, специфических для предметных областей, актуальных на филологическом факультете.
В области языковой компетенции учащийся должен знать/понимать: - основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц русского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; - особенности структуры простых и сложных предложений русского языка; - признаки изученных грамматических явлений;
|
Тема 1. Основы языкознания (36 часов). Тексты: · Создание письменности. Кирилл и Мефодий. · История преподавания иностранных языков в России. · Языковая система русского языка. · Предмет и задачи лексикологии. · Ударение. Классификация гласных звуков. Чередования гласных звуков. · Словарный состав языка. Морфемный состав языка. · Функциональные стили русского языка. Языковая норма. · Связь морфологии с лексикой, словообразованием и синтаксисом. · История лингвистических учений. Основные этапы изучения морфологии.
Грамматика: Классификация предметов, явлений. Основания классификации (глаголы классифицировать (ся), подразделять (ся) и др.). Сопоставление сравнения предметов, явлений, процессов (глаголы сопоставлять (ся), различать (ся) и др.). Квалификация явления, предмета, процесса (глаголы передавать что, служить чем, употреблять (ся) и др.). Выражение ограничительного признака (несогласованное определение). Характеристика предмета, явления, процесса по предикативным признакам, свойствам (конструкции с краткой формой прилагательного). Характеристика предмета, явления, процесса по действию. Синтаксическая синонимия. Взаимодействие предметов, явлений, процессов (глаголы взаимодействовать, обуславливать (ся), влечёт за собой). Деепричастия и деепричастные обороты при выражении временных отношений: НСВ/СВ. Положение (позиция) предмета, явления (предлоги в, на, перед, после, между, при). Время существования признаков, явлений, процессов. Цель действия и существования явлений, процессов. Лексика: тематическая лексика.
Тема 2. Основы литературоведения (34 часа). Тексты: · Устное народное творчество. В.И. Даль. · История русского театра. А.С. Грибоедов. · Работа с художественным текстом. А.С. Пушкин «Станционный смотритель». · И.А. Крылов – баснописец. · Теория литературоведения. · И.А. Тургенев, Л.Н. Толстой. · М.Ю. Лермонтов «Парус», «Смерть поэта». Грамматика: Глагольное управление; выражение времени; глаголы движения с приставками; перевод прямой речи в косвенную. Причинно-следственные отношения. Расширение средств связи (союз в связи с тем, что и др.). Уступительные отношения. Лексика: тематическая лексика.
|
- Преподаватель: Гузель Узбекова