Цель курса

Цели освоения дисциплины:

Целью данного курса является изучение литературного процесса в России второй половины XIX в.; стилевого своеобразия литературного периода, основных направлений и литературных объединений; анализ важнейших текстов, индивидуального стиля и творческого пути их авторов; знакомство с духовным, культурным, общественно-политическим контекстом литературы периода.

Задачи освоения дисциплины:

- Получить общие представления о своеобразии русской литературы второй половины XIX века, принципах выделения ее в самостоятельную эпоху;

- Определить место русской литературы и культуры второй половины XIX в. в мировом литературном процессе, мировой культуре;

- Усвоить основные принципы периодизации истории русской литературы второй половины XIX века;

- Проанализировать проблематику и поэтику творчества основных русских писателей второй половины XIХ века;

- Выделить основные отличительные признаки русского реализма как историко-литературной эпохи;

Краткое описание учебной дисциплины

Курс «История русской литературы XIX века (часть 2)» предназначен для студентов бакалавриата и изучается в пятом семестре.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения  дисциплин: «Введение в литературоведение», «История зарубежной литературы Средних веков, Возрождения, XVII-XVIII вв.», «История древнерусской литературы», «История русской литературы XVIII века», «История русской литературы XIX века (часть 1)».

В рамках курса студенты получают углубленные знания о русском историко-литературном процессе второй половины XIX века и творчестве выдающийхся русских писателей этой эпохи.

В результате освоения дисциплины учащиеся должны

Знать:

- основное своеобразие русской литературы второй половины XIX века, принципы выделения ее в самостоятельную эпоху, сочетания в ней эпохальной, национальной и индивидуальных особенностей;

- место русской литературы и культуры второй половины XIX в. в мировом литературном процессе, мировой культуре;

- основные принципы периодизации истории русской литературы второй половины XIX века;

- проблематику творчества основных русских писателей второй половины XIХ века;

- отличительные признаки русского реализма как историко-литературной эпохи;

- проблематику и стилистику позднего реализма, натурализма, символизма, «новой драмы» на русской почве;

- русский и западноевропейский литературный и культурный контекст эпохи.

Уметь:

- выявлять реалистическую социальную проблематику и определять ее литературные характеристики в творчестве основных авторов эпохи;

- дать характеристику индивидуальных авторских особенностей писателей реализма, натурализма, символизма, «новой драмы» на примере конкретных художественных текстов (проза, поэзия, драма);

- сопоставлять явления российского и западного литературного процесса;

- выявлять актуальные для эпохи культурные и литературные принципы и приёмы, прослеживать их трансформацию у разных писателей, в различных социальных сферах;

- определять литературные границы эпохи;

- анализировать тексты различной жанровой и стилевой принадлежности в свете культурологической проблематики эпохи;

- проводить сопоставительный анализ основных эпохальных тем, образов, мотивов, поэтологических аспектов;

- пользоваться поисковыми системами основных профессиональных баз данных;

- пользоваться электронными и оффлайновыми библиотечными каталогами;

Владеть:

- навыками междисциплинарного изучения русской литературы (контексты истории, философии, искусств);

- навыками отечественных и зарубежных методик интерпретации художественного и научного текста;

- навыками самостоятельного поиска информации в основных российских базах данных филологического профиля;

- навыками аналитического чтения литературных произведений 1850-1900 гг.. в контексте актуальных споров эпохи.

- навыками публичных выступлений в разновозрастной аудитории;

- методическими приёмами организации опроса, дискуссии, мини-конференции, круглого стола и т.п.;

- базовой терминологией и пониманием основных закономерностей становления и развития соответствующих языков, литератур и культур в региональном и мировом контексте;

Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины «История русской литературы XIX века (часть 2)», окажутся полезными в рамках любой профессиональной деятельности, связанной с изучением, преподаванием, популяризацией русской классической культуры.

Темы занятий (лекций, семинаров, проектов)

1.      Характеристика русской литературы II половины XIX века. Литературная ситуация 1850-60-х и 1870-90-х гг.

2.      Творчество И.С.Тургенева. Проблематика «Записок охотника». Поэтика повестей и романов Тургенева.

3.      Творчество И.А. Гончарова. Поэтика романов Гончарова.

4.      Автобиографическая проза А.И. Герцена. Роман «Кто виноват?». Историческая концепция Герцена.

5.      Творчество Н.А. Некрасова. Художественные открытия Некрасова. Поэмы Некрасова. Панаевский цикл.

6.      Творчество А.А. Фета. Своеобразие поэтического языка Фета.

7.      Русская драматургия второй половины XIX в. Творчество А.Н. Островского. Театр Островского.

8.      Общие тенденции прозы 1850-60-х гг. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Рецепция романа.

9.      Творческий путь Н.С. Лескова. Проблема лесковского сказа. Проблема национального характера.

10.   Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная природа сатиры Салтыкова. Жанровая природа прозы Салтыкова.

11.   Творчество Ф.М. Достоевского. Ранняя проза Достоевского. Проблема героя.

12.   Проблематика и поэтика романов 1860-70-х гг. («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы»). «Братья Карамазовы»  как итоговый роман писателя. Достоевский-мыслитель.

13.   Творчество Л.Н. Толстого. Основные темы раннего творчества Толстого. Жанр, нравственно-философская проблематика и образная система романа-эпопеи «Война и мир».

14.   Роман Толстого «Анна Каренина»: жанровая специфика, проблематика, композиция. Повести второй половины 1880-х гг. Философская проза Толстого. Роман «Воскресение».

15.   Проза В.М. Гаршина: романтические традиции. Гаршин и русская литература. Творческий путь В.Г. Короленко: тематика, образная система и приемы изображения.

16.   Проза А.П. Чехова. Жанровая специфика, особенности повествования, сюжета и композиции. Приемы изображения в ранней прозе. Проблематика и образная система прозы 1880-90-х гг.

17.   Драматургия А.П. Чехова. Поэтика пьес. Новаторство Чехова – драматурга.

Продолжительность учебной дисциплины (курса) и форма аудиторных занятий

36 часов – лекции

36 часов – семинары

Форма отчётности

экзамен

Максимальное количество баллов/процентов

100 баллов (100%)

 

 

Структура  итоговой рейтинговой оценки (удельный вес оценки каждого из видов работы студента)

 

·      Контрольная работа в середине семестра - 25%

·      Работа во время семестра, включая посещаемость – 25%

·      Экзамен/зачёт -  50%

 

 

Количество занятий, которое может быть пропущено без уважительной причины

0

 

Условия допуска к экзамену/зачёту

Студенты обязаны  посещать  все занятия,  выполнять  все текущие задания. В случае пропуска занятия необходимо предоставить преподавателю  и в учебную   часть медицинскую справку или  объяснительную записку. В случае более трёх пропусков без уважительной причины и/или невыполнении требований учебной программы преподаватель имеет право не допускать студента к экзамену/зачёту, что  приравнивается к неудовлетворительной итоговой оценке.

Список рекомендуемой литературы

История русской литературы второй трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 

 

История русской литературы второй трети XIX века в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. Н. Аношкина [и др.] ; ответственный редактор В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова. — 3-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.

 

История русской литературы последней трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.

 

История русской литературы последней трети XIX века в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. Н. Аношкина [и др.] ; ответственный редактор В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова, В. Б. Катаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.

 

Линков, В. Я.  История русской литературы (вторая половина XIX века) : учебник для вузов / В. Я. Линков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.

Дополнительные материалы и рекомендуемые Интернет-ресурсы

Маркович В.М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975. – https://old.rusneb.ru/catalog/000199_000009_007020885/

Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997. – http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/kra/kra-001-.htm?cmd=p

Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» А.И. Герцена. Л., 1957. – https://imwerden.de/pdf/ginzburg_byloe_i_dumy_gertsena_1957_text.pdf

Манн Ю.В. Базаров и другие // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. – https://old.rusneb.ru/catalog/000199_000009_001349975/

Гиппиус В.В. Некрасов в истории русской поэзии XIX века // Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М.- Л., 1966. – http://feb-web.ru/feb/classics/critics/gippius_v/gip/gip.html?cmd=1&dscr=1

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – любое издание. – НБ МГУ – более 12 экз.; https://dlib.rsl.ru/01001854137

Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М., 1966. – http://feb-web.ru/feb/classics/critics/gippius_v/gip/gip.html?cmd=1&dscr=1

 

·       Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем

o   Каталог Российской государственной библиотеки https://www.rsl.ru/ru/4readers/catalogues/

o   Каталог Научной библиотеки МГУ https://www.msu.ru/libraries/

·      Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при необходимости)

 

o   Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden» https://imwerden.de

o   Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) http://feb-web.ru

 

Примечания