Цель курса

Цели освоения дисциплины:

Целью данного курса является подготовка студентов к созданию самостоятельного и полноценного научного исследования, написанию курсовой работы в рамках одного из традиционных литературоведческих направлений.

Задачи освоения дисциплины:

- научиться искать, систематизировать, анализировать и синтезировать информацию, представленную в научной и художественной литературе;

- научиться анализировать тексты художественной литературы под заданным углом зрения и в рамках отдельно взятого литературоведческого подхода;

- получить навык академического письма в разных жанрах от обзора и рецензии до монографического исследования выбранной темы;

- научиться взаимодействовать с научным руководителем, планировать собственное время, в срок выполнять намеченные этапы работы;

- получить навык публичного выступления, презентации и защиты собственных гипотез и тезисов перед профессиональной аудиторией;

- создать курсовую работу по собственному проекту на согласованную с научным руководителем тему.

Краткое описание учебной дисциплины

Спецсеминар предназначен для студентов бакалавриата, решивших выбрать литературоведческую специализацию, и изучается в пятом и шестом семестре.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения  дисциплин: «Введение в литературоведение», «История зарубежной литературы Средних веков, Возрождения, XVII-XVIII вв.», «История зарубежной литературы XIX века» «История древнерусской литературы», «История русской литературы XVIII века», «История русской литературы XIX века (часть 1)», «История русской литературы XIX века (часть 2)».

В рамках курса студенты усваивают базовые принципы литературоведческого анализа и приобретают навыки создания самостоятельного литературоведческого исследования.

В результате освоения дисциплины учащиеся должны

Знать:

- базовые принципы поиска, систематизации, анализа и синтеза информации, представленной в научной и художественной литературе;

- основные принципы оптимального распределения нагрузки при самостоятельной работе;

- основные принципы филологического анализа;

- ведущие информационные системы филологического профиля в России и мире;

- основные этапы истории отечественного и зарубежного литературоведения;

- структуру современного литературоведения как комплекса филологических наук;

- основные этапы истории и закономерности развития отечественной и зарубежной литературы, принципы их периодизации;

- принципы и приемы анализа произведения как основы интерпретации художественного целого;

- систему теоретико-литературных понятий, как традиционных, так и сравнительно недавно вошедших в научный оборот;

- принципы селекции литературного материала для его аналитической обработки;

- основы научной и культурной этики, регламентирующие модели поведения в коллективе.

- основные понятия и термины науки о литературе, структуру и перспективы ее развития как области знаний;

- специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по теме научно-исследовательской работы;

- основные библиографические источники по выбранной теме;

- базовые принципы проведения научных дискуссий;

- способы трансформации письменной работы в текст для устного выступления;

- действующие нормативы составления и оформления обзоров, рефератов, курсовых работ;

- основные принципы организации самостоятельного трудового процесса.

Уметь:

- осуществлять поиск, систематизацию, анализ и синтез информации, представленной в научных и художественных текстах.

- планировать собственную самостоятельную работу на длительный срок;

- оценивать приблизительное количество времени, которое понадобится для чтения текстов, поиска и сбора информации, написания письменной работы;

- пользоваться поисковыми системами основных профессиональных баз данных;

- пользоваться электронными и оффлайновыми библиотечными каталогами;

- анализировать тексты разной жанровой и стилевой принадлежности;

- применять различные литературоведческие методы и подходы при анализе художественных произведений;

- сопоставлять явления российского и западного литературного процесса;

- применять литературоведческую терминологию в собственных работах;

- использовать данные знания и алгоритмы на практике;

- толерантно воспринимать проявления «инаковости» в различных аспектах;

- вести научную дискуссию на высоком профессиональном уровне;

- исследовать тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного подходов;

- собирать, анализировать, систематизировать и классифицировать информацию по теме научно-исследовательской работы;

- проводить самостоятельно научное исследование под руководством преподавателя;

- ставить цели и задачи работы, самостоятельно формулировать выводы на основе полученных данных;

- составлять библиографию для собственного исследования, руководствуясь поставленными задачами;

- определять цель и предмет обсуждения в научной дискуссии;

- кратко и логично формулировать свой тезис;

- распределять роли среди коллег при проведении совместной научно-учебной деятельности;

- использовать данные знания при написании собственных текстов и составлении докладов.

Владеть:

- навыками самостоятельного поиска и систематизации информации из печатных и электронных источников;

- навыками управления собственным временем;

- навыками самостоятельного поиска информации в основных российских базах данных филологического профиля;

- навыками филологической интерпретации художественного, научного и публицистического текста.

- основными методами и подходами анализа литературного произведения;

- навыками аналитического чтения научных литературоведческих текстов;

- навыками критического анализа художественного текста;

- базовыми приемами текстологии, филологической герменевтики и филологического источниковедения;

- элементами историко-литературного и биографического методов в литературоведении;

- базовыми навыками сбора и анализа фактов истории и теории литературы, а также литературного процесса;

- навыками разрешения конфликтов на социальной, этнической, конфессиональной и культурной почве;

- приемами исследований автопроективных текстов;

- алгоритмами ведения самостоятельной исследовательской работы;

- навыками подготовки научных обзоров и библиографий в области писательской саморепрезантации.

- навыками составления описательных, классификационных и аналитических научных рефератов; написания аннотаций, тезисов, рецензий и самостоятельных научных работ;

- базовыми приемами аргументации и выражения своего несогласия с оппонентом;

- навыками публичного выступления с научным докладом;

- базовыми навыками написания научных текстов, а также их редактуры;

- навыками работы в профессиональном научном коллективе;

- навыками интерпретации терминов и ключевых слов;

- основными методами анализа приемов авторской саморепрезентации как части комплексного литературоведческого анализа текста.

Знания, умения и навыки, полученные на спецсеминаре для литературоведов, окажутся полезными для самостоятельных научных исследований, подготовки курсовых и дипломных работ по литературоведению.

Темы занятий (лекций, семинаров, проектов)

1.      Выбор темы научного исследования, составление и обсуждение плана работы над темой.

2.      Отбор материала для анализа, методического аппарата исследования

3.      Сбор научной литературы по теме, реферирование научной литературы, подготовка обзора научной литературы. Обоснование актуальности и новизны выбранной темы.

4.      Написание основных разделов курсовой работы, подготовка выступлений по теме научной работы на семинарах, круглых столах, научных конференциях и симпозиумах.

5.      Подготовка и публичное представление результатов научной работы с использованием современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий.

6.      Оформление результатов научно-исследовательской работы в форме курсовой работы.

Продолжительность учебной дисциплины (курса) и форма аудиторных занятий

72 часа – семинары

Форма отчётности

зачет

Максимальное количество баллов/процентов

100 баллов (100%)

 

 

Структура  итоговой рейтинговой оценки (удельный вес оценки каждого из видов работы студента)

 

·      Контрольная работа в середине семестра - 25%

·      Работа во время семестра, включая посещаемость – 25%

·      Экзамен/зачёт -  50%

 

 

Количество занятий, которое может быть пропущено без уважительной причины

0

 

Условия допуска к экзамену/зачёту

Студенты обязаны  посещать  все занятия,  выполнять  все текущие задания. В случае пропуска занятия необходимо предоставить преподавателю  и в учебную   часть медицинскую справку или  объяснительную записку. В случае более трёх пропусков без уважительной причины и/или невыполнении требований учебной программы преподаватель имеет право не допускать студента к экзамену/зачёту, что  приравнивается к неудовлетворительной итоговой оценке.

Список рекомендуемой литературы

1.     Аксарина Н.А. Технология подготовки научного текста. М.: Флинта: Наука, 2015. https://znanium.com/bookread2.php?book=1035883

2.     Грекова О.К., Кузьминова Е.А. Обсуждаем, пишем диссертацию и автореферат / Под ред. О.К. Грековой. 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2018.

3.     Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей. М.: Флинта: Наука, 2018.  https://e.lanbook.com/book/109556

4.     Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2004.

5.     Есин А.Б. Принципы анализа литературного произведения. М., 2000.

Дополнительные материалы и рекомендуемые Интернет-ресурсы

1.     Алексеева М.В. Типологические особенности научного текста: гипертекстовая типология языка науки. М., 2015. https://e.lanbook.com/book/117285

2.     Перфильева Н.П. Подготовка и редактирование научного текста. М.: Флинта: Наука, 2015 https://znanium.com/bookread2.php?book=1036120

3.     Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.

4.     Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М., 2008.

5.     Хализев В.Е., Холиков А.А., Никандрова О.В. Русское академическое литературоведение: История и методология (1900 ‒ 1960-е годы). М.; СПб., 2015.

 

Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем

1. Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru/new/

2. Образовательный портал Национального корпуса русского языка: http://studiorum.ruscorpora.ru/

3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru/

4. Культура письменной речи: www.gramma.ru/

5. Русский филологический портал: www.philology.ru/

6. Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия»: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.    Каталог Научной библиотеки МГУ https://www.msu.ru/libraries/

2.    Каталог Российской государственной библиотеки https://www.rsl.ru/ru/4readers/catalogues/

3.    Научная электронная библиотека elibrary.ru https://elibrary.ru/defaultx.asp

4.    Научная электронная библиотека «Киберленинка» https://cyberleninka.ru/

5.    Некоммерческая электронная библиотека «Im Werden» https://imwerden.de

6.    Электронные полнотекстовые базы данных, доступные из сети МГУ https://www.msu.ru/resources/electron.html

7.    Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): http://feb-web.ru/

8.    Электронная библиотека ИМЛИ РАН http://biblio.imli.ru/

 

Примечания