Цель курса |
Цели освоения дисциплины: Целью данного курса является подготовка студентов к созданию самостоятельного и полноценного научного исследования, написанию курсовой работы в рамках одного из традиционных литературоведческих направлений. Задачи освоения дисциплины: - научиться искать, систематизировать, анализировать и синтезировать информацию, представленную в научной и художественной литературе; - научиться анализировать тексты художественной литературы под заданным углом зрения и в рамках отдельно взятого литературоведческого подхода; - получить навык академического письма в разных жанрах от обзора и рецензии до монографического исследования выбранной темы; - научиться взаимодействовать с научным руководителем, планировать собственное время, в срок выполнять намеченные этапы работы; - получить навык публичного выступления, презентации и защиты собственных гипотез и тезисов перед профессиональной аудиторией; - создать курсовую работу по собственному проекту на согласованную с научным руководителем тему. |
Краткое описание учебной дисциплины |
Спецсеминар предназначен для студентов бакалавриата, решивших выбрать литературоведческую специализацию, и изучается в пятом и шестом семестре. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения дисциплин: «Введение в литературоведение», «История зарубежной литературы Средних веков, Возрождения, XVII-XVIII вв.», «История зарубежной литературы XIX века» «История древнерусской литературы», «История русской литературы XVIII века», «История русской литературы XIX века (часть 1)», «История русской литературы XIX века (часть 2)». В рамках курса студенты усваивают базовые принципы литературоведческого анализа и приобретают навыки создания самостоятельного литературоведческого исследования. В результате освоения дисциплины учащиеся должны Знать: - базовые принципы поиска, систематизации, анализа и синтеза информации, представленной в научной и художественной литературе; - основные принципы оптимального распределения нагрузки при самостоятельной работе; - основные принципы филологического анализа; - ведущие информационные системы филологического профиля в России и мире; - основные этапы истории отечественного и зарубежного литературоведения; - структуру современного литературоведения как комплекса филологических наук; - основные этапы истории и закономерности развития отечественной и зарубежной литературы, принципы их периодизации; - принципы и приемы анализа произведения как основы интерпретации художественного целого; - систему теоретико-литературных понятий, как традиционных, так и сравнительно недавно вошедших в научный оборот; - принципы селекции литературного материала для его аналитической обработки; - основы научной и культурной этики, регламентирующие модели поведения в коллективе. - основные понятия и термины науки о литературе, структуру и перспективы ее развития как области знаний; - специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по теме научно-исследовательской работы; - основные библиографические источники по выбранной теме; - базовые принципы проведения научных дискуссий; - способы трансформации письменной работы в текст для устного выступления; - действующие нормативы составления и оформления обзоров, рефератов, курсовых работ; - основные принципы организации самостоятельного трудового процесса. Уметь: - осуществлять поиск, систематизацию, анализ и синтез информации, представленной в научных и художественных текстах. - планировать собственную самостоятельную работу на длительный срок; - оценивать приблизительное количество времени, которое понадобится для чтения текстов, поиска и сбора информации, написания письменной работы; - пользоваться поисковыми системами основных профессиональных баз данных; - пользоваться электронными и оффлайновыми библиотечными каталогами; - анализировать тексты разной жанровой и стилевой принадлежности; - применять различные литературоведческие методы и подходы при анализе художественных произведений; - сопоставлять явления российского и западного литературного процесса; - применять литературоведческую терминологию в собственных работах; - использовать данные знания и алгоритмы на практике; - толерантно воспринимать проявления «инаковости» в различных аспектах; - вести научную дискуссию на высоком профессиональном уровне; - исследовать тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного подходов; - собирать, анализировать, систематизировать и классифицировать информацию по теме научно-исследовательской работы; - проводить самостоятельно научное исследование под руководством преподавателя; - ставить цели и задачи работы, самостоятельно формулировать выводы на основе полученных данных; - составлять библиографию для собственного исследования, руководствуясь поставленными задачами; - определять цель и предмет обсуждения в научной дискуссии; - кратко и логично формулировать свой тезис; - распределять роли среди коллег при проведении совместной научно-учебной деятельности; - использовать данные знания при написании собственных текстов и составлении докладов. Владеть: - навыками самостоятельного поиска и систематизации информации из печатных и электронных источников; - навыками управления собственным временем; - навыками самостоятельного поиска информации в основных российских базах данных филологического профиля; - навыками филологической интерпретации художественного, научного и публицистического текста. - основными методами и подходами анализа литературного произведения; - навыками аналитического чтения научных литературоведческих текстов; - навыками критического анализа художественного текста; - базовыми приемами текстологии, филологической герменевтики и филологического источниковедения; - элементами историко-литературного и биографического методов в литературоведении; - базовыми навыками сбора и анализа фактов истории и теории литературы, а также литературного процесса; - навыками разрешения конфликтов на социальной, этнической, конфессиональной и культурной почве; - приемами исследований автопроективных текстов; - алгоритмами ведения самостоятельной исследовательской работы; - навыками подготовки научных обзоров и библиографий в области писательской саморепрезантации. - навыками составления описательных, классификационных и аналитических научных рефератов; написания аннотаций, тезисов, рецензий и самостоятельных научных работ; - базовыми приемами аргументации и выражения своего несогласия с оппонентом; - навыками публичного выступления с научным докладом; - базовыми навыками написания научных текстов, а также их редактуры; - навыками работы в профессиональном научном коллективе; - навыками интерпретации терминов и ключевых слов; - основными методами анализа приемов авторской саморепрезентации как части комплексного литературоведческого анализа текста. Знания, умения и навыки, полученные на спецсеминаре для литературоведов, окажутся полезными для самостоятельных научных исследований, подготовки курсовых и дипломных работ по литературоведению. |
Темы занятий (лекций, семинаров, проектов) |
1. Выбор темы научного исследования, составление и обсуждение плана работы над темой. 2. Отбор материала для анализа, методического аппарата исследования 3. Сбор научной литературы по теме, реферирование научной литературы, подготовка обзора научной литературы. Обоснование актуальности и новизны выбранной темы. 4. Написание основных разделов курсовой работы, подготовка выступлений по теме научной работы на семинарах, круглых столах, научных конференциях и симпозиумах. 5. Подготовка и публичное представление результатов научной работы с использованием современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий. 6. Оформление результатов научно-исследовательской работы в форме курсовой работы. |
Продолжительность учебной дисциплины (курса) и форма аудиторных занятий |
72 часа – семинары |
Форма отчётности |
зачет |
Максимальное количество баллов/процентов |
100 баллов (100%)
|
Структура итоговой рейтинговой оценки (удельный вес оценки каждого из видов работы студента) |
· Контрольная работа в середине семестра - 25% · Работа во время семестра, включая посещаемость – 25% · Экзамен/зачёт - 50%
|
Количество занятий, которое может быть пропущено без уважительной причины |
0
|
Условия допуска к экзамену/зачёту |
Студенты обязаны посещать все занятия, выполнять все текущие задания. В случае пропуска занятия необходимо предоставить преподавателю и в учебную часть медицинскую справку или объяснительную записку. В случае более трёх пропусков без уважительной причины и/или невыполнении требований учебной программы преподаватель имеет право не допускать студента к экзамену/зачёту, что приравнивается к неудовлетворительной итоговой оценке. |
Список рекомендуемой литературы |
1. Аксарина Н.А. Технология подготовки научного текста. М.: Флинта: Наука, 2015. https://znanium.com/bookread2.php?book=1035883 2. Грекова О.К., Кузьминова Е.А. Обсуждаем, пишем диссертацию и автореферат / Под ред. О.К. Грековой. 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2018. 3. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей. М.: Флинта: Наука, 2018. https://e.lanbook.com/book/109556 4. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2004. 5. Есин А.Б. Принципы анализа литературного произведения. М., 2000. |
Дополнительные материалы и рекомендуемые Интернет-ресурсы |
1. Алексеева М.В. Типологические особенности научного текста: гипертекстовая типология языка науки. М., 2015. https://e.lanbook.com/book/117285 2. Перфильева Н.П. Подготовка и редактирование научного текста. М.: Флинта: Наука, 2015 https://znanium.com/bookread2.php?book=1036120 3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003. 4. Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М., 2008. 5. Хализев В.Е., Холиков А.А., Никандрова О.В. Русское академическое литературоведение: История и методология (1900 ‒ 1960-е годы). М.; СПб., 2015.
Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем 1. Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru/new/ 2. Образовательный портал Национального корпуса русского языка: http://studiorum.ruscorpora.ru/ 3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru/ 4. Культура письменной речи: www.gramma.ru/ 5. Русский филологический портал: www.philology.ru/ 6. Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия»: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1. Каталог Научной библиотеки МГУ https://www.msu.ru/libraries/ 2. Каталог Российской государственной библиотеки https://www.rsl.ru/ru/4readers/catalogues/ 3. Научная электронная библиотека elibrary.ru https://elibrary.ru/defaultx.asp 4. Научная электронная библиотека «Киберленинка» https://cyberleninka.ru/ 5. Некоммерческая электронная библиотека «Im Werden» https://imwerden.de 6. Электронные полнотекстовые базы данных, доступные из сети МГУ https://www.msu.ru/resources/electron.html 7. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): http://feb-web.ru/ 8. Электронная библиотека ИМЛИ РАН http://biblio.imli.ru/
|
Примечания |
|
- Преподаватель: А.С. Федотов