Дисциплина «Практический русский язык (как иностранный)» нацелена на расширение у учащихся теоретических понятий, практических языковых навыков и речевых умений для реализации их в процессе порождения и восприятия речевых высказываний, относящихся к учебно-профессиональной сфере общения в соответствии с профилем обучения и тематикой предметных областей выполняемых студентами научных  работ (ВКР, магистерской диссертации). 

Практический курс русского языка занимает особое место в общей системе подготовки иностранных магистрантов-филологов, поскольку является для них и средством общения, и средством получения образования, и объектом научного исследования, и предметом преподавания в будущей профессиональной деятельности. Языковая подготовка магистрантов-филологов ведётся в двух основных направлениях ‒ владение языком специальности (формирование коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения) и общее владение языком (формирование коммуникативной компетенции в социально-культурной, обиходно-бытовой, официально-деловой сферах общения).

В рамках курса студенты получают углубленные знания об актуальных проблемах, традиционных и современных методах филологической науки, понимании структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии. Студенты способны применять филологическую теорию в прикладных областях; умеют с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) Обучающиеся владеют категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знаниями важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ. Они приобретают навыки квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта. Студенты приобретают навыки квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов. Они владеют навыками последовательного устного и письменного перевода разно-стилевых текстов с основного и второго языков на родной и с родного на данные языки.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

Знать:

      систему русского языка; языковой материал (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический), предусмотренным Государственным образовательным стандартом по русскому языку как иностранному (Третий сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональный модуль «Филология»);

      информацию страноведческого характера (сведения о России, об особенностях русского менталитета, социального и речевого поведения) и научного характера в рамках тематики, актуальной для третьего уровня владения русским языком как иностранным (см. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному);

      содержание основных терминов и понятий, использующихся при описании многоуровневой системы современного русского языка;

      содержание основных терминов и понятий, использующихся при лингвостилистическом анализе текста; при создании научных метатекстов;

      основы русской терминосистемы, обслуживающей область культуры.

Уметь:

      средствами русского языка решать задачи общения в рамках практически актуальных сфер коммуникации;

      использовать приобретенные знания для самостоятельной научной деятельности;

      применять приобретенные знания о системе русского языка в методике преподавания, организовывать учебный процесс.

Владеть:

      навыками и умениями во всех видах речевой деятельности (в чтении, говорении, письме и аудировании), необходимыми для реализации следующих видов компетенций: коммуникативной, языковой, речевой, дискурсивной, прагматической, социокультурной, предметной;

      основными понятиями и терминами филологических наук;

      практическими приемами научного анализа фактического материала на русском языке; методами и способами доказательности;

      навыками самостоятельной работы с современной научной литературой по изучаемым вопросам;

      навыками работы с электронными корпусами и словарями русского языка.