Дисциплина «Русский язык» нацелена на расширение у учащихся теоретических понятий, практических языковых навыков и речевых умений для реализации их в процессе порождения и восприятия речевых высказываний, относящихся к учебно-профессиональной сфере общения в соответствии с профилем обучения и тематикой предметных областей выполняемых студентами научных работ (ВКР, магистерской диссертации).

Цель освоения дисциплины:

- владение русским языком в устной и письменной форме в рамках актуальных для магистрантов-филологов сфер общения: учебно-профессиональной, социально-культурной, официально-деловой, обиходно-бытовой ‒ в объеме Третьего сертификационного уровня общего владения русским языком.

Задачи освоения дисциплины:

-  приобрести теоретические знания о системе русского языка и умение использовать эти знания в будущей профессиональной деятельности;

- приобрести знания, необходимые для педагогической деятельности, и умение пользоваться этими знаниями.

Курс русского языка занимает особое место в общей системе подготовки иностранных магистрантов-филологов, поскольку является для них и средством общения, и средством получения образования, и объектом научного исследования, и предметом преподавания в будущей профессиональной деятельности.

В рамках курса студенты получают углубленные знания об актуальных проблемах, традиционных и современных методах филологической науки, понимании структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии. Студенты способны применять филологическую теорию в прикладных областях; умеют с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) Обучающиеся владеют категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знаниями важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ. Они приобретают навыки квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта. Студенты приобретают навыки квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов. Они владеют навыками последовательного устного и письменного перевода разно-стилевых текстов с основного и второго языков на родной и с родного на данные языки.

Продолжительность учебной дисциплины (курса) - 18 учебных недель. Форма проведения занятий - 108 часов семинаров. 

Форма отчетности - экзамен.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

Знать:

      систему русского языка; языковой материал (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический), предусмотренным Государственным образовательным стандартом по русскому языку как иностранному (Третий сертификационный уровень. Общее владение. Профессиональный модуль «Филология»);

      информацию страноведческого характера (сведения о России, об особенностях русского менталитета, социального и речевого поведения) и научного характера в рамках тематики, актуальной для третьего уровня владения русским языком как иностранным (см. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному);

      содержание основных терминов и понятий, использующихся при описании многоуровневой системы современного русского языка;

      содержание основных терминов и понятий, использующихся при лингвостилистическом анализе текста; при создании научных метатекстов;

      основы русской терминосистемы, обслуживающей область культуры.

Уметь:

      средствами русского языка решать задачи общения в рамках практически актуальных сфер коммуникации;

      использовать приобретенные знания для самостоятельной научной деятельности;

      применять приобретенные знания о системе русского языка в методике преподавания, организовывать учебный процесс.

Владеть:

      навыками и умениями во всех видах речевой деятельности (в чтении, говорении, письме и аудировании), необходимыми для реализации следующих видов компетенций: коммуникативной, языковой, речевой, дискурсивной, прагматической, социокультурной, предметной;

      основными понятиями и терминами филологических наук;

      практическими приемами научного анализа фактического материала на русском языке; методами и способами доказательности;

      навыками самостоятельной работы с современной научной литературой по изучаемым вопросам;

      навыками работы с электронными корпусами и словарями русского языка.

Литература:

1.         Университет. Ступень 1: Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов первого года обучения / Красильникова Л.В., Маркова В.А., Балдина Е.В., Евтихиева А.С., Чаплыгина Т.Е.; Под ред. Красильниковой Л.В., Марковой В.А. М., 2011. —  347 с.

2.         Университет [Текст]: учебник русского языка для иностранных студентов-филологов: [русский язык как иностранный] / Л. В. Красильникова, Е. В. Балдина, А. С. Евтихиева [и др.; под общ. ред. Л. В. Красильниковой]; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Ступень 2. — Москва: МАКС Пресс, 2018-, 2018. — 301 с.

3.         Университет. Ступень 3. Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов: = Ступень 3. Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов / Н. А. Лобанова, И.П. Слесарева; под редакцией д.ф.н. профессора Гака В. Г.; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Филологический факультет. — Изд. 5-е, стер. — Москва: МАКС Пресс, 2020. — 472 с.

4.         Колесова Д.В. Здравствуйте, коллеги!: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Д. В. Колесова, К. А. Щукина. –Здравствуйте, коллеги!, 2025-02-03. Санкт-Петербург: Златоуст, 2021. – 112 с.

5.         Макова М.Н. В мире людей. Вып. 1. Письмо. Говорение: учебное пособие / М. Н. Макова, О. А. Ускова. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Златоуст, 2020. – 288 с

6.         Скороходов Л.Ю., Хорохордина О.В. Окно в Россию: учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа. В 2 ч. Ч. 2. – 5-е изд. – СПб.: Златоуст, 2017. –  264 с.