Цель изучения дисциплины «Части речи в русском языке: функциональный аспект» – приобрести необходимую теоретическую и практическую лингводидактическую подготовку в области преподавания грамматики русского языка как иностранного. Задачи курса: 1) изучение современной русской грамматической системы в аспекте преподавания русского языка как иностранного (РКИ); 2) приобретение необходимой теоретической и практической лингводидактической подготовки в области функциональной грамматики и преподавания РКИ в целом; 3) формирование лингводидактического мышления, осознание теснейшей взаимосвязи лингвистики и дидактики, что является определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности в области преподавания РКИ; 4) освоение метаязыка функциональной грамматики как одного из важнейших разделов функциональной лингвистики как науки; 5) овладение культурой системного научного мышления; развитие способности к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения; 6) формирование навыков, позволяющих демонстрировать знание основных положений и концепций в области функциональной грамматики в аспекте преподавания РКИ; 7) освоение основ методики преподавания практической грамматики в иноязычной аудитории. |
Курс ««Части речи в русском языке: функциональный аспект» адресован магистрантам второго года обучения. Он призван, во-первых, дать слушателям необходимые знания в области обучения иностранцев русской грамматике, представление об особенностях преподавания морфологических и – шире – грамматических основ русского языка; во-вторых – научить будущих преподавателей РКИ учёту этих особенностей в практической деятельности; в-третьих, сформировать у них навыки и умения, необходимые для преподавания русской грамматики в иноязычной аудитории. В курсе рассматривается языковая, информативная и инструктирующая составляющая учебного процесса, даётся характеристика основных частей речи, категориальных классов слов и их морфологических категорий в связи с обучением продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности, подробно анализируется «отрицательный» языковой материал. Кроме того, слушатели получают представление об обучающей и контролирующей стороне учебного процесса. В курсе представлен обзор современного оснащения учебного процесса по РКИ грамматическими пособиями, рассматриваются характеристики урока по русской грамматике. Курс разработан с опорой на такие принципы современных образовательных технологий, как личностная ориентированность материала, интенсивность, диалогичность, моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций, креативность и др. |
- Преподаватель: Федор Иванович Панков