Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины учащимися магистратуры – будущими преподавателями РКИ – являются:

·        становление и развитие у них профессиональной компетентности в  области знаний, навыков и умений методического характера, необходимых для понимания принципов построения эффективного процесса обучения различным видам речевой деятельности (далее - ВРД);

·        умения использовать междисциплинарные системные связи методики и других, базовых для нее, наук (лингвистики, педагогики, дидактики, психологии, психолингвистики, социологии) при обосновании конкретных методических решений;

·        умение провести изучение коммуникативных потребностей иностранных учащихся с целью определения конечных и промежуточных целей их обучения различным ВРД;

·        формирование способности проявлять гибкий творческий подход к  преподаванию русского языка иностранным учащимся различных форм, профилей и уровней обучения;

·        овладение приемами обучения иностранных учащихся различным типам вербальной коммуникации на русском языке;

·        умения ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения современного социума, использовать основные методы и принципы преподавания РКИ адекватно условиям и целям обучения;

·        освоение основных концепций в области теории обучения ВРД;

·        овладение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, лингводидактическими описаниями уровней владения РКИ, программами, лексическими минимумами, типовыми тестами и др.

·        овладение методами научного исследования в области теории обучения различным ВРД. 

 

Задачи освоения дисциплины

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

1.     Формирование основных профессионально-педагогических  функций, определяющих содержание профессиограммы преподавателя РКИ:

·        конструктивно-организаторской функции, которая проявляется в процессе подготовки учебного курса по РКИ, постановки его целей, реализации и коррекции по ходу курса составленной программы занятий;

·        коммуникативно-обучающей функции, которая реализует основную цель обучения РКИ – превращение русского языка из предмета изучения в средство коммуникации;

·        гностической функции, которая заключается в изучении уровня речевых способностей учащихся, их интереса к предмету, уровню их подготовленности к восприятию языка и используемым методам обучения;

·        оценочной функции, которая предполагает оценку уровня сформированности языковых знаний, речевых навыков и коммуникативных умений учащихся и проведения при необходимости их корректировки.

2.     Приобретение теоретической методической подготовки в области обучения различным ВРД; формирование способности применять на практике  полученные знания, навыки и умении в области теории и методики обучения ВРД.

3.     Формирование навыков выявления, сбора и анализа языковых  и экстралингвистических факторов, важных для организации процесса обучения ВРД в группах учащихся разных этапов и профилей обучения с использованием методов функциональной лингвистики и лингводидактики, современных технологий.

Данная дисциплина является одной из центральных дисциплин лингводидактического цикла, поскольку она позволяет интегрировать в сознании учащихся проблематику всех других лингводидактических дисциплин образовательной программы.

В ходе курса у учащихся формируются основные профессионально-педагогические функции, обуславливающие содержание профессиограммы квалифицированного преподавателя РКИ.

Для успешного освоения дисциплины учащимся необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в ходе изучения курса «Основы коммуникативной теории обучения русскому языку как иностранному».