Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины учащимися магистратуры – будущими преподавателями РКИ – являются: · становление и развитие у них профессиональной компетентности в области знаний, навыков и умений методического характера, необходимых для понимания принципов построения эффективного процесса обучения различным видам речевой деятельности (далее - ВРД); · умения использовать междисциплинарные системные связи методики и других, базовых для нее, наук (лингвистики, педагогики, дидактики, психологии, психолингвистики, социологии) при обосновании конкретных методических решений; · умение провести изучение коммуникативных потребностей иностранных учащихся с целью определения конечных и промежуточных целей их обучения различным ВРД; · формирование способности проявлять гибкий творческий подход к преподаванию русского языка иностранным учащимся различных форм, профилей и уровней обучения; · овладение приемами обучения иностранных учащихся различным типам вербальной коммуникации на русском языке; · умения ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения современного социума, использовать основные методы и принципы преподавания РКИ адекватно условиям и целям обучения; · освоение основных концепций в области теории обучения ВРД; · овладение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, лингводидактическими описаниями уровней владения РКИ, программами, лексическими минимумами, типовыми тестами и др. · овладение методами научного исследования в области теории обучения различным ВРД.
Задачи освоения дисциплины Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач: 1. Формирование основных профессионально-педагогических функций, определяющих содержание профессиограммы преподавателя РКИ: · конструктивно-организаторской функции, которая проявляется в процессе подготовки учебного курса по РКИ, постановки его целей, реализации и коррекции по ходу курса составленной программы занятий; · коммуникативно-обучающей функции, которая реализует основную цель обучения РКИ – превращение русского языка из предмета изучения в средство коммуникации; · гностической функции, которая заключается в изучении уровня речевых способностей учащихся, их интереса к предмету, уровню их подготовленности к восприятию языка и используемым методам обучения; · оценочной функции, которая предполагает оценку уровня сформированности языковых знаний, речевых навыков и коммуникативных умений учащихся и проведения при необходимости их корректировки. 2. Приобретение теоретической методической подготовки в области обучения различным ВРД; формирование способности применять на практике полученные знания, навыки и умении в области теории и методики обучения ВРД. 3. Формирование навыков выявления, сбора и анализа языковых и экстралингвистических факторов, важных для организации процесса обучения ВРД в группах учащихся разных этапов и профилей обучения с использованием методов функциональной лингвистики и лингводидактики, современных технологий. |
Данная дисциплина является одной из центральных дисциплин лингводидактического цикла, поскольку она позволяет интегрировать в сознании учащихся проблематику всех других лингводидактических дисциплин образовательной программы. В ходе курса у учащихся формируются основные профессионально-педагогические функции, обуславливающие содержание профессиограммы квалифицированного преподавателя РКИ. Для успешного освоения дисциплины учащимся необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в ходе изучения курса «Основы коммуникативной теории обучения русскому языку как иностранному». |
- Преподаватель: Любовь Павловна Клобукова