Цели освоения дисциплины Дать студентам знания о понятии «язык художественной литературы» и «литературный язык», которые взаимосвязаны, но не синонимичны друг другу. В качестве основной стилевой черты «языка художественной литературы» называют художественно-образную конкретизацию, которая выражается системной организацией художественной речи, способной переводить слово-понятие в слово-образ. Языковые средства, используемые в художественных текстах, призваны служить в основном выражению системы образов. С этой целью в «языке художественной литературы» наряду с употреблением нейтральных средств языка широко используются экспрессивные средства, а также богатые возможности синонимики, многозначности слова Сформировать у студентов представление о своеобразии языковой личности писателя и своеобразии его поэтического языка, который определяется задачами, стоящими перед писателем, воспроизводящим человеческую жизнь в самых разнообразных её проявлениях и индивидуальных формах.
Задачи освоения дисциплины: Сформировать у студентов навык анализа поэтического языка писателя, который выступает в двух основных формах: язык персонажа и язык повествователя, которые в свою очередь мотивированы присущими им свойствами, заданными им писателем, обусловленными художественными задачами, поставленными им перед собой (речь персонажа как средство его саморазоблачения, например, в рассказах М. Зощенко, торжественность и архаичность патетической речи Пророка в стихотворении А.С. Пушкина). |
Курс по выбору «Язык писателей» предназначен для магистров первого года обучения отделений «Русский язык и литература», «Русский язык как иностранный». Для восприятия курса магистры должны обладать знаниями, умениями и навыками, которые были сформированы в процессе освоения лингвистических и литературоведческих дисциплин. В рамках курса студенты знакомятся со своеобразием стилей разных писателей, с их вкладом в развитие русского литературного языка, в его реформировании. Стиль каждого писателя рассматривается с точки зрения своеобразия родов и видов литературы. Так, драма характеризуется в основном речью персонажей, в прозе наряду с речью персонажей существенное значение имеет авторская речь, придающая в принципе её носителю самостоятельное художественное значение образа повествователя (лирические отступления в «Мертвых душах» Гоголя). Это, в больших повествовательных формах (роман), определяет многоголосие произведения, пересечения в нём самых различных языковых стилей и т.д. Наконец, для лирики в особенности характерно то, что можно назвать её монологичностью, - раскрытие в ней индивидуального переживания, не требующего в принципе никакой иной речевой среды (т.н. речи других персонажей или повествователя) и вместе с тем резко эмоционально окрашенного, что влечет обращение к стихотворной речи.
|
- Преподаватель: Андрей Петрович Забровский