Современный русский язык: фонетика

  1. Цели освоения дисциплины

  • изучение фонетической и интонационной систем современного русского языка;

  • освоение теоретических основ соответствующих областей лингвистического знания.

     

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • специфику фонетики как уровня языковой системы и как области научного знания;

  • системные явления в области фонетики современного русского языка;

  • основы современных теоретических концепций, описывающих соответствующую область лингвистики;

  • ведущие отечественные и мировые научные школы и предлагаемые ими принципы анализа фонетических явлений;

  • основы интонационной системы русского языка.

     

    Уметь:

  • анализировать фонетические явления, исходя из полученных теоретических сведений;

  • представлять свои знания в формализованном виде (в том числе – в виде фонетической, фонематической, интонационной и других типов транскрипции).

     

    Владеть:

  • навыками самостоятельного чтения современной лингвистической литературы по изучаемым вопросам;

  • навыками работы с электронными ресурсами;

  • навыками работы с компьютерными программами записи, воспроизведения и анализа звучащей речи.

 

  1. Краткое описание курса:

Курс ориентирован на фундаментально-прикладную подготовку филологов-бакалавров. В рамках лекционных занятий рассматриваются системные явления в области фонетики современного русского языка, изучаются основы современных теоретических концепций фонологии, анализируются принципы анализа фонетических явлений ведущих мировых школ. Большое внимание уделяется изучению интонационной системы русского языка, смыслоразличительной роли интонационных средств. На семинарах ведётся работа по изучению различных типов транскрипции: фонетической, фонологической, интонационной; на конкретных примерах даётся анализ фонетических явлений, а также особенностей реализации интонационных средств.

  1. Продолжительность учебной дисциплины:

         32 ч. – лекции (все группы)

          32 ч. – семинары (для каждой группы)

  1. Форма отчётности:

    Экзамен

 

  1. Структура финальной оценки:

Устный экзамен - 70 %

Тест 1 - 15 %

Тест 2 -  15 %

 

  1. Литература:

1. Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю.Шведова. Т. 1. М., 1980 –  с. 90-122.

2. Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 2003.

3. Короткова О.Н. Русская интонационная система при обучении произношению иностранцев// Русский язык как иностранный: фонетика, словообразование/ Е.Л. Бархударова, О.Н. Короткова, Л.В. Красильникова. М. 2017. – с. 126-167

4. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.