Курс предназначен для магистрантов 2 года обучения и ставит цель познакомить слушателей с основными направлениями современной лингвистики.
Современная наука о языке представлена самыми разными направлениями в рамках конкретных научных школ.
Студентам предлагается познакомиться с важнейшими парадигмами сравнительно-исторического и типологического языкознания, оценить методы лингвистического анализа и результаты развития этих направлений - формирование генеалогической и типологической классификаций языков мира.
Далее предлагается знакомство с современной когнитивной лингвистикой, о именно обсуждается возможность репрезентации языковой картины мира через лексику и грамматические категории.
Далее студентам предлагается на выбор рассмотреть функциональное направление в лингвистике, современную психолингвистику, социолингвистику, онтолингвистику или прикладную лингвистику
- Преподаватель: Оксана Анатольевна Волошина
В результате освоения дисциплины студент должен: знать основы теоретической (абстрактной) семиотики, т.е. общие принципы строения знаковых систем, их классификацию; методы анализа естественно-языковых знаковых систем; законы строения естественно-языковых знаковых систем; конкретные (эмпирические) методы семиотического описания процессов и проектов), методы проектирования знаковых систем различной природы. Уметь: исследовать и выявлять основные качественные характеристики естественно-языковых знаковых систем; формально описывать семантику, синтактику, прагматику естественно-языковой знаковой системы; использовать искусственные знаковые системы для создания проекта. Иметь навыки: семиотического и лингвистического анализа текста на разных уровнях его представления; навыками и умениями практического использования разработанных в семиотике различных исследовательских методов и приемов. В рамках курса объясняются принципы семиотического анализа.
- Преподаватель: Вячеслав Ходус
- Преподаватель: Алексей Александрович Холиков
- Преподаватель: Наталья Блищ
- Преподаватель: Наталья Блищ
Цели курса: НИС призван обеспечить магистранта опытом создания текстов различных научных и научно-учебных жанров в реальных условиях научной работы. В результате освоения курса студент должен уметь создавать, редактировать и рецензировать научный текст, готовить аннотации, рефераты, тезисы, конспекты, аналитические обзоры, корректно оформлять научное исследование (курсовые, выпускные квалификационные работы и т.п.). Задачи курса: Объяснить магистранту специфику научно-исследовательской и научно-информационной работы филолога-лингвиста, а также отработать следующие навыки и умения: –создание, редактирование и анализ научных и научно-квалификационных текстов; – выстраивание логико-смысловой структуры отдельных фрагментов и всего научного текста в целом; – создание рефератов, рецензий, аналитических обзоров, –оформление научного текста, включая титульные листы, оглавления, таблицы и рисунки, библиографические описания, приложения и т.п.. |
- Преподаватель: Вячеслав Ходус
1. Teaching Goals
Graduate English is a compulsory course for master candidates of SMBU. Its teaching goals are:
A. To solidify the students’ basic language skills and further develop their comprehensive language ability, especially their communicative skills in an academic context;
B. To lead the students to think in a logical way so as to make a creative and critical analysis of academic questions independently;
C. To help students develop their academic potentials in the fields of their specialization, especially literature and language studies.
2. Specific Requirements for Language Abilities and Skills
Listening: Able to follow English news reports and programs (interviews, English classes, etc.) at an average rate of 150-180 w/m;
Speaking: Able to communicate in everyday English and in an academic context, such as giving a speech and asking or answering questions at an international academic conference;
Reading: Able to read English articles on general topics at the rate of 70-90 w/m and speed read English articles at the rate of 120 w/m and at the same time grasp the main ideas of them;
Writing: Able to write a composition of 160 words within half an hour in the genres of description, narration, exposition or argumentation. Able to write for academic and special purposes, including thesis, abstract, resume, application letter, etc.
Translation: Able to do English-Chinese translation (350w/30m) and Chinese-English translation (300w/30m);
Vocabulary: Able to learn 6000 English words.
3. Course Structure
Graduate English is designed according to the differences among the students enrolled and the different needs for English from different disciplines. Generally graduate English can be structured into three modules:
A. Reading
B. Video-listening and Speaking
C. Academic Writing
4. Evaluation
Course evaluation is based on the above teaching goals and specific requirements. It can be made in the following suggestive ways:
a. Attendance, participation, and course examination;
b. Assignments and papers;
c. Other ways of evaluation available to the instructors;
5. Methods of Teaching
Face-to-face teaching and self-study;
Online and off-line teaching combined;
6. References
A. Reading & Writing: An English Course in the Humanities (2nd edition, 2018), By Deng Hong, Shanghai Foreign Language Education Press
B. Listening & Speaking: New Era Graduate English (2nd edition, 2021), By Dai, Wei-dong (Editor-in-chief), Shanghai Foreign Language Education Press
C. Logic in Linguistics Jens Allwood, Lars-Gunnar Andersson, Osten Dahl, Cambridge University Press/Peking University Press
D. Form and Style: Research Papers, Reports and Theses (10th edition), Carole Slade, Foreign Language Teaching and Research Press, Thomson Learning Asia, Houghton Mifflin Company
E. Lecture Handouts
- Преподаватель: Zhu Leqi
Курс русского языка для иностранных учащихся филологического факультета имеет свой целью поддержать и развить устные и письменные навыки студентов. В рамках курса предполагается чтение и совместное обсуждение текстов по актуальной публицистической и научной повестке в разных жанрах. Учащиеся познакомятся с обзорными статьями, интервью, рецензиями на культурологические, демографические и экологические темы. Курс предполагает несколько самостоятельных работ, занятия по аудированию (в том числе и использованием современной популярной музыки), повторение ключевых тем из русской грамматики и синтаксиса.
- Преподаватель: А.С. Федотов
Цель курса:
Цели освоения дисциплины:
Приобретение представления о методических основах преподавания РКИ, о целях и задачах преподавания русского языка иностранцам, об организации учебного процесса по РКИ, о современном его оснащении.
Задачи освоения дисциплины:
- сосредоточить внимание на базисных категориях методики преподавания иностранных языков, в частности РКИ;
- сформировать у студентов умения и навыки применять данные базовых для методики наук (лингвистики, педагогики, социологии, психологии), принимая конкретные методические решения; выбирать и целесообразно использовать различные средства обучения в соответствии с целями и задачами учебного процесса;
- сформировать у студентов умения использовать основные методы и принципы преподавания РКИ адекватно условиям и целям обучения; учитывать специфику устной и письменной речи при формировании навыков и развитии умений в различных видах речевой деятельности.
Краткое описание учебной дисциплины:
Курс «Методика преподавания русского языка и культуры иностранным учащимся» предназначен для студентов-магистров 2 курса отделения «Русский язык как иностранный» и изучается в 3-м семестре.
В преподавании русского языка иностранным студентам важное значение приобретает знание основных концепций методики преподавания иностранных языков, методики преподавания РКИ в частности.
Дисциплина «Методика преподавания русского языка и культуры иностранным учащимся» - дисциплина методического модуля. Для её изучения необходимы знания и умения (компетенции), сформированные в курсе «Современный русский язык», а также в курсах «Функциональная грамматика русского языка», «Функциональная фонетика русского языка», «Функциональная лексикология русского языка», «Функциональная морфология и синтаксис русского языка»;.
Неотъемлемой частью дисциплины является педагогическая практика, которая проходит параллельно теоретическому курсу – в третьем семестре магистратуры. Таким образом, курс «Методика преподавания русского языка и культуры иностранным учащимся» является той основой методического модуля, на базе которой происходит формирование компетенций, необходимых преподавателю русского языка как иностранного.
В результате освоения дисциплины учащиеся должны овладеть основными методическими приемами для подготовки и проведения аудиторных занятий по русскому языку как иностранному; навыками работы с учебниками, учебными пособиями, интерактивными курсами, компьютерными программами, лексическими минимумами, тренировочными тестами и др. по РКИ; иноформационно-коммуникационными технологиями для применения в практике преподавания РКИ, методикой взаимосвязанного обучения разным видам речевой деятельности.
Темы занятий (лекций, семинаров, проектов):
Содержание курса:
Тема №1: «Методика как наука» (4 часа)
1. Предмет, содержание методики, её основные закономерности. Взаимосвязь методики с другими науками
2. Содержание понятия система обучения. Основные компоненты системы обучения
3. Обучение иноязычной культуре
Тема №2: «Понятие коммуникативной компетенции. Составляющие коммуникативной компетенции» (4 часа)
1. Языковая и дискурсивная компетенции
2. Социолингвистическая, иллокутивная, стратегическая и предметная компетенции.Культурологическая компетенция
Тема №3: Методы и технологии обучения » (6 часов)
1. Метод. Общие положения. Классификации методов. Виды методов
2. Понятие технологии обучения. Различие между методом и технологией
3.Прямые методы: натуральный, прямой, аудиолингвальный, аудиовизуальный, фонетический, ситуативный, проекционный, интенсивные и др.
4. Сознательные методы: грамматико-переводной, сознательно-сопоставительный, сознательно-практический, частотный, когнатический и др.
Тема №4: «Принципы обучения русскому языку как иностранному» (4 часа)
1. Характеристика основных принципов обучения
2. Принцип коммуникативности. Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. Принцип моделирования и минимизации обучения. Принцип концентризма
3. Принцип системности. Принцип сознательного обучения.
Принцип функциональности.Принцип ситуативности
4. Принцип индивидуализации в обучении. Принцип речемыслительной активности. Принцип новизны
Тема №5: «Средства обучения. Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку как иностранному» (4 часа)
1. Общие положения. Средства обучения для преподавателя
2. Средства обучения для учащихся.
Учебник. Виды учебников.
3. Учебно-методические комплексы по русскому языку как иностранному. Типология учебных пособий
4. АВСО, ТСО, ИКТ. Учебно-методические комплексы нового поколения
Тема №6: «Деление на этапы обучения. Преподавание на начальном этапе» (2 часа)
1. Деление на этапы обучения
2. Начальный этап. Элементарный уровень. Базовый уровень
Тема №7: «Обучение видам речевой деятельности. Обучение чтению» (6 часов)
1. Формы и виды речевой деятельности
2. Чтение как вид РД. Механизмы чтения. Правильное чтение 3. Виды учебного чтения. Чтение как цель обучения
4. Принципы построения текстов для начального этапа обучения. Упражнения по обучению чтению
Тема №8: «Речевая деятельность. Обучение письменной речи» (4 часа)
1. Общие положения. Обучение графике. Виды упражнений по
обучению графике
2. Обучение орфографии. Виды упражнений по обучению орфографии
3. Обучение записи. Обучение собственно письменной речи. Виды упражнений по обучению собственно письменной речи
Тема №9: «Обучение аудированию» (4 часа)
1. Общие положения. Механизмы аудирования.
Трудности аудирования. Задачи преподавателя при обучении аудированию
2. Подготовительные упражнения по обучению аудированию. Организация и презентация аудиотекста
3. Речевые упражнения по обучению аудированию. Специальные и неспециальные упражнения по обучению аудированию
Тема №10: «Обучение говорению» (4 часа)
1. Общие положения. Продуктивная и непродуктивная, подготовленная и неподготовленная речь. Языковая способность и языковая компетенция
2. Принцип одновременного (интегративного) развития всех видов РД. Система тренажеров
3. Диалогическая и монологическая речь. Обучение диалогу. Обучение монологу
4. Классы упражнений. Контроль речевых умений в говорении Тема №11: «Урок в системе преподавания РКИ» (6 часов)
1. Формулировка целей урока. Подготовка языкового информативного и инструктирующего материала урока с опорой на учебный план.
2. Система заданий как организационная основа урока
3. Преподаватель на уроке
4. Общее представление об анализе урока
5. Типология уроков в современной системе РКИ
Продолжительность учебной дисциплины (курса):
48 часов – семинары
Форма отчетности:
Зачет
Условия допуска к экзамену (зачёту):
Студенты обязаны регулярно посещать лекции и семинары, а также выполнять текущие контрольные работы, тесты и домашние задания. За систематические пропуски по неуважительной причине студент не допускается к экзамену. что приравнивается к неудовлетворительной итоговой оценке.
- Преподаватель: Елена Николенко