Курс «Практическая стилистика» предназначен для студентов отделений «Русский язык и литература», «Русский язык как иностранный» и изучается во 2-м семестре. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих (лингвистических) и литературоведческих дисциплин: курсов «Введение в языкознание» и «Введение в литературоведение».

            Курс предполагает большое количество упражнений на поиск и отбор оптимальной лексемы для конкретного контекста, на работу с прозрачностью смыслов и логической связностью текста. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать содержание основных терминов и понятий стилистики; виды стилей языка и стилей речи: исторические, функциональные, литературные; особенности функционирования текста в современную информационную эпоху; сущность критериев совершенного слога (правильность, ясность, точность, уместность, легкость, живость, гармоничность); правила отбора слов и словосочетаний, необходимых для выражения авторского замысла; приемы выразительности: тропы и фигуры, алгоритм нахождения и конструирования различных видов метафоры, метонимии, иронии и т.д.

В результате освоения дисциплины учащийся должен уметь корректно пользоваться терминологическим аппаратом стилистики; работать с синонимическими рядами языка и отбирать нужный член синонимического ряда для наиболее точной передачи авторского замысла; конструировать контекстно обусловленные эпитет, различные виды метафоры, метонимии, иронии, а также фигуры выделения и диалогизма; создавать и редактировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности.


Курс «История и методология изучения русского языка и культуры («Русская речевая культура»)» предназначен для студентов отделений «Русский язык и литература», «Русский язык как иностранный». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих (лингвистических) дисциплин: курса «Введение в языкознание» и базовых курсов по современному русскому языку.

Курс «История и методология изучения русского языка и культуры («Русская речевая культура»)» призван сформировать у учащегося, которому предстоит взаимодействовать с российскими органами государственного управления, общественными организациями и бизнесом, основные речевые компетенции, позволяющие ему эффективно осуществлять коммуникацию в соответствии с современной практикой речевой и деловой культуры.

Работа крупных компаний и организаций связана с каждодневным созданием сложных развернутых текстов, обеспечивающих оперативное управление и принятие стратегических решений. Создание подобных документов требует не просто хороших знаний грамматики, но и навыков анализа проблемной и коммуникативной ситуации, знания принципов аргументации, способности находить и отбирать наиболее уместные и безопасные способы доказательства. При межкультурной коммуникации также важно осознавать различия в  речевых моделях поведения в Китае и России, необходимо знание культурных особенностей риторических традиций.

 

В рамках курса изучается и отрабатывается анализ коммуникативной  и проблемной ситуации, а также речевые тактики порождения целесообразных высказываний, соответствующих современной русской речевой культуре. Формируются навыки создания всех видов композиционных форм развернутого высказывания.

 


Курс «Компьютерные технологии в филологии» предназначен для магистрантов 1-го и 2-го года обучения  в рамках магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире» и изучается во 2 семестре . Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные  обучающимися на занятиях по информатике  на уровне бакалавриата, и знания теоретических и практикоориентированных филологических дисциплин.

Курс предполагает изучение базовых современных цифровых ресурсов, программ, технологий, значимых для работы филолога; формирование умений использования этих средств в исследовательской работе филолога и в практике преподавания русского языка и литературы как иностранных; освоение соответствующего понятийного аппарата и усовершенствование  навыков мышления и аргументации, необходимых для успешного применения цифровых ресурсов в филологии.


 


.