Основы наук о жизни

Бурцева Ольга Игоревна

Цель курса

Целью курса является формирование у студентов представления о свойствах живого и об уровнях организации живых организмов. Главное внимание уделяется молекулярному и клеточному уровням. Ставится задача дать представление об истории формирования научных взглядов и понимания механизмов процессов, протекающих в живых организмах на конкретном примере; а также ознакомить со строением и функционированием клетки, как основной структурной и функциональной единицей всего живого.  

Краткое описание учебной дисциплины

Курс «Основы наук о жизни» посвящён обсуждению свойств живого, и уровней организации живой материи. История формирования представления о механизмах процессов, происходящих в живых организмах, даётся на примере изучения биолюминесценции. Подробно обсуждаются молекулярный и клеточный уровни организации живого. Рассматриваются группы органических соединений, входящих в состав всего живого, функции, которые выполняют углеводы, белки, липиды и нуклеиновые кислоты в живых организмах.  Строение клетки даётся на примере эукариотической клетки (растительной и животной). Подробно рассматривается строение и функционирование биологических мембран и вакуолярной системы клетки. Рассматриваются основные принципы реализации генетической информации в клетке, процессов энергетического обмена и фотосинтеза.

Темы занятий (лекций, семинаров, проектов)

Тема 1. Введение. Различные определения жизни. Свойства живого.

 

Тема 2. История развития биологических знаний на примере изучения биолюминесценции. История  микроскопии.

 

Тема 3. Химический состав живых организмов. Свойства воды и её значение для живых организмов. Химические элементы клетки. Углеводы.

 

Тема 4. Строение и функции белков.

 

Тема 5. Нуклеиновые кислоты. Строение ДНК и РНК.

 

Тема 6. Липиды. Различные группы и функции липидов в живых организмах.

 

Тема 7. Клеточная теория. Строение клетки. Органеллы эукариотической клетки.

 

Тема 8. Вакуолярная система клетки.

 

Тема 9. Процессы реализации генетической информации в клетке. Клеточное дыхание. Фотосинтез.

 

 

 

Продолжительность учебной дисциплины (курса)

18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий

Форма отчетности

Зачёт

Максимальное количество баллов/процентов

100%

Структура финальной оценки (сколько процентов/баллов финальной оценки занимает каждый из видов работы студента)

·       Итоговый тест: (80%)

·       Устный опрос и ответы на семинарах: (20%)

 

Какое количество занятий может быть пропущено без уважительной причины?

0 (посещение обязательное)

Список рекомендуемой литературы

Нельсон Д., Кокс М. Основы биохимии Ленинджера. 2012. Т. 1.

Биохимия: Учебник для вузов. Под ред. Е.С. Северина. 2004. Отдельные главы.

Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. 2004. Отдельные главы.

Клетки. Под ред. Б. Льюина и др. 2011. Отдельные главы.

Дополнительные материалы и рекомендуемые Интернет-ресурсы

Материалы лекций и семинаров.

 


Курс является естественным продолжением курса "Высшая математика" и содержит изложение математического аппарата, используемого в дальнейшем при изучении специальных дисциплин. Изучаются продвинутые вопросы анализа функций нескольких переменных, теория систем дифференциальных уравнений, основы комплексного анализа, вариационного исчисления, теории групп и теории обобщенных функций. Рассматриваются классические уравнения математической физики и основные методы их решения. Вводится аппарат операционного исчисления, который в дальнейшем используется при решении задач из других областей. Курс построен с упором на практику, изложение иллюстрируется большим количеством примеров и упражнений.